Стивен Хокинг: "Люди должны иметь право сами завершить свою жизнь"

В одной из программ телекорпорации BBC известный британский физик-теоретик Стивен Хокинг признался, что в тот момент, когда он поймет, что ничего не сможет более дать науке, а для семьи станет не более, чем обузой, он вспомнит об эвтаназии.

Хокинг, после того, как ему в 1963 году ему был поставлен диагноз "рассеянный склероз", более пятидесяти лет прикован к инвалидному креслу. В беседе с телеведущим он был достаточно откровенен и сказал, что в том случае, если боль, которую он чувствует, будет уже невыносимой, он готов с помощью врачей прервать собственную жизнь. Более того, уверен ученый, "у людей должно быть право завершать собственные жизни".

"Я смогу рассмотреть вариант эвтаназии, только если буду чувствовать сильную боль или мне нечего будет дать (науке), если стану только обузой для окружающих", — приводят слова Хокинга британские СМИ.

О Стивене Хокинг можно было бы говорить бесконечно, да и написано о нем очень много. Его болезнь для многих тысяч людей становилась страшным приговором — влачить жалкое существование всю жизнь до самой смерти. Но только не для Хокинга. Как говорят его коллеги, он победил свою инвалидность силой мозга, заставив его работать совершенно в необычном для человека ключе.

Когда ученый начал терять возможность двигаться, когда стали отказывать его руки, он сам смог разработать способ визуализировать проблему, над которой работал, в уме, не прибегая к написанию уравнений на листе бумаги. Как говорят его коллеги, вполне возможно, что именно такой способ мышления позволил ему сделать величайшие открытия.

Когда он уже не мог говорить, ему пришлось прибегнуть к помощи компьютерного речи — и мы все имели возможность слышать его слова, узнавать его мысли.

Книга "Краткая история времени", написанная Хокингом, разошлась небывалым тиражом в 10 миллионов экземпляров. Главная его научная тема — изучение проблемы возникновения космологической сингулярности — первичного состояния Вселенной, из которого она, согласно теории Большого взрыва, непрерывно расширяется.

Вторая теория, над которой он работает — это, наверное самое чудесное его открытие, которое называют "излучение Хокинга'. Ученый предложил, что черные дыры не только погащают материю. На самом деле они излучают свет, теряя при этом свою энергию.

Надо сказать, что этому его открытию предшествовал визит в 1973 году в Москву, где он вместе с советскими учеными Яковом Зельдовичем и Алексеем Старобинским обсудили проблему черных дыр и пришли к выводу, что в соответствии с принципом неопределенности квантовой механики, вращающиеся черные дыры должны порождать и излучать частицы.