Британские ученые просят пожалеть лабораторных мышей

Полностью отказаться от иммунологических экспериментов на лабораторных мышах и использовать для этого их "уличных" родственников, предлагают ученые из Великобритании.

По их мнению, у лабораторных грызунов сильно ослаблен иммунитет по сравнению с дикими мышами. Об этом рассказывается в статье, которую публикует журнал Nature Communications.

Марк Вини из Бристольского университета (Великобритания) удивлен, что никто не пытался изучить иммунную систему диких мышей, несмотря на огромное количество подобных исследований для лабораторных грызунов.

По его словам, иммунитет диких мышей работает со "сверхсветовой" скоростью по сравнению с их лабораторными сородичами. "Поэтому нам нужно очень осторожно подходить к экстраполяции результатов опытов на мышах в условиях лаборатории", — уверен ученый.

Как известно, во всем мире опыты в лаборатория ставятся на так называемых "модельных животных" — хорошо изученных представителях млекопитающих, птиц, рыб и даже растений. В их число входят лабораторные мыши, крысы, рыбки данио-рерио, мушки-дрозофилы и растение арабидопсис, дикий родич капусты. Добровольцы к этому процессу не привлекаются.

Однако в последние годы немала ученых отметили, что эксперименты, проведенные на "модельных животных" не всегда дают корректные результаты, поэтому переносить их на человека подчас очень опасно.

Нередко, говорят ученые, самцы и самки по-разному реагируют на запах людей, которые проводят с ними опыты, а это значит, что и результаты экспериментов в некоторых случаях не могут быть на 100% верными. Вини и его коллеги раскрыли еще одну подобную особенность во "взаимоотношениях" ученых и их лабораторных подопечных, сравнив работу иммунной системы у лабораторных мышей и их "уличных" сородичей. И это, по его мнению, тоже может отрицательно сказываться на результатах проведенных исследований.

Для проверки этой идеи команда Вини поймала больше четырех сотен диких мышей в разных уголках Англии и Уэльса, извлекла из них образцы иммунных клеток, расшифровала их ДНК и проверила, как хорошо они сражаются с разными распространенными микробами и вирусами.

Как оказалось, общее устройство иммунных систем диких и "домашних" мышей кардинально отличалось. Иммунные клетки"уличных" грызунов были гораздо более активными и быстрее реагировали на появление потенциальных патогенов, а их костный мозг заметно быстрее производил новые Т-клетки и другие компоненты иммунитета.

Все это, считают ученые, объясняет тот факт, что результаты опытов на лабораторных мышах не всегда совпадают с клиническими испытаниями на добровольцах.