Любить торты и пирожные людей заставляет "гормон сладкоежки"

Неудержимое влечение некоторых людей к сладостям объясняется влиянием гормона аппетита FGF21, который выделяют клетки печени, считают ученые. По их мнению, носители мутантных версий этого гормона гарантированно будут сладкоежками.

Своими выводами исследователи поделились статье в журнале Cell Metabolism. Как человек решает, что ему есть и как много? Ученые предполагают, что чувство сытости является продуктом работы сразу нескольких цепочек нейронов, управляющих потреблением разных типов нутриентов.

"Наше открытие и это исследование заставили меня совершенно по-другому взглянуть на то, как работает метаболизм", — заявил Мэттью Гиллум (Matthew Gillum) из университета Копенгагена (Дания).

Конечно, биологи давно знакомы с гормоном FGF21, но до сих пор они были уверены, что это вещество выделяется печенью во время обеда и помогает телу плавно менять уровень инсулина, "подготавливая" организм к притоку глюкозы и других веществ.

Но два года назад Гиллум и его коллеги, а также еще одна группа ученых, параллельно обнаружили, что отключение гена, связанного с производством FGF21, приводило к крайне интересным последствиям в организме мышей и обезьян: животные превращались в неистовых сладкоежек, готовых есть сладкую пищу без остановки. Однако после того, как в их организм вводили сам гормон, сладости вовсе переставали их интересовать.

Датские ученые поставили перед собой задачу проверить, играет ли FGF21 аналогичную роль в организме человека. Для этого ученые проанализировали данные по диете почти 6,5 тысячи добровольцев, принимавших участие в проекте Inter99, и собрали пробы их ДНК для сравнения структуры FGF21.

В результате стало понятно, что тягой к сладостям у людей также управляет этот гормон. При этом, две копии варианта этого гена — rs838133 — еще больше повышал вероятность того, что человек станет сладкоежкой.

Чтобы проверить свои выводы, ученые пошли на необычный эксперимент. Испытуемым, среди которых были обычные люди и сладкоежки, предлагалось пройти просто тест: они должны были съесть несколько столовых ложек сахара, а потом поголодать в течение 12 часов, во время которых у них несколько раз брали пробы крови и слюны.

Как отмечают ученые, реакция на поедания сахара и у тех, и у других людей была одинаковой — уровень FGF21 в их крови резко вырос, реагируя на приток калорий, при этом концентрация FGF21 в крови людей, не любивших сладости, была заметно выше к концу эксперимента, чем у сладкоежек.

Самом странным для ученых оказалось то, что тяга к алкоголю и табаку также связана с наличием мутаций гормона FGF21. Получается, что этот гормон, как и связанные с ним другие гормоны, непосредственно влияют на центр удовольствия в мозге человека и меняют его работу. Как именно это происходит, ученые предполагают выяснить в ходе следующих исследований.

Пока датские исследователи занимаются проблемами сладкоежек, ученые из США создали препарат, который заставляет мускулы сжигать жир с той же эффективностью, что и физические упражнения. Причем, добиться этого можно, не напрягая мышцы.

Американские ученые искали гены, которые заставили бы тело переключиться с использования глюкозы в качестве основного источника энергии для мускулов на молекулы жиров, запасенных в жировой прослойке, и возможность их "включить" при отсутствии нагрузок. В конце концов им удалось создать молекулу, которая активирует гены, отвечающие за разложение жиров. Секрет кроется не в сжигании запасов жира в животе, а в голове человека или животного.