Древнее кладбище развенчало мифы о гладиаторах

В Древнем Риме особо отличившихся гладиаторов лечили. Такое открытие сделали австрийские ученые, изучавшие древнее кладбище воинов.

Античное захоронение было обнаружено 5 лет назад в турецком городе Эфесе, который много веков назад являлся одним из главных городов Римской империи. Наряду с несколькими тысячами костей специалисты также нашли три надгробные плиты с изображением гладиаторов.

В отличие от других подобных захоронений найденные могилы действительно позволяют узнать о жизни античных гладиаторов, а также об иерархии среди этих древних воинов.

В течение последних пяти лет исследователи из Медицинского университета Вены, профессора Карл Гроссшмидт и Фабиан Канц, изучали обнаруженные останки. Им удалось установить, что кости принадлежат 67 гладиаторам, погибших в возрасте 20-30 лет.

Также ученые выяснили удивительную вещь: гладиаторов, чьи останки были обнаружены, регулярно лечили и даже делали им хирургические операции. В Древнем Риме такое обычно не практиковалось.

Следы медицинского вмешательства хорошо заметны. Как показал анализ костей, одному из молодых воинов даже сделали ампутацию. Все это говорит о том, что бойцы были очень ценными.

Исследователи выдвинули гипотезу, что на обнаруженном кладбище были похоронены гладиаторы, которые относились к своеобразной элитной касте. Элитные гладиаторы, скорее всего, редко или вообще никогда не участвовали в массовых гладиаторских боях, а сражались в более цивилизованных схватках, возможно, даже под присмотром судьи.

Анализом захоронения занималась также антрополог доктор Шарлотта Робертс из Университета Дарэма. Она заявила, что находка развенчивает несколько мифов о том, как жили и дрались гладиаторы.

По ее словам, если гладиатор выживал после 3 лет непрерывных боев, его могли отпустить на свободу. Один из 67 гладиаторов, чьи останки были обнаружены в захоронении, относится как раз к таким освобожденным. По мнению ученых, он один дожил до относительной старости и умер своей смертью, сообщает "Би-би-си".