Источник Правда.Ру

Почему потерпел аварию "Прогресс МС-04"? Мнение эксперта

Вчера "Роскосмос" сообщил о крушении над территорией Тувы  российского космического грузовика "Прогресс МС-04", направлявшегося к МКС. Произошла нештатная ситуация на 382 секунде полета, на высоте 190 км, над труднодоступной гористой территории Республики Тыва.

Сейчас обрабатывается телеметрия полета для установления причин аварии. Специалисты рассматривают несколько возможных вариантов: засорение трубопровода подачи горючего, взрыв двигатель РД-0110, произведенного в Воронеже. Другой возможной причиной аварии называют неисправность системы управления, собранной на Харьковском ГНПП "Коммунар".

Сегодня источник в космической отрасли сообщил о том, что по итогам расследования госкомиссия в очередной раз будет вынуждена констатировать выявленный факт некачественной сборки двигателя РД-0110, а стендовое моделирование, которое будет проведено после анализа имеющейся телеметрии покажет, какой именно компонент двигательной установки был сделан с нарушениями.

Прокомментировать ситуацию Pravda.Ru попросила генерального директора компании "Косморесурс" Павла Пушкина.

- Специалисты уже говорят о халатности при сборке вполне надежного двигателя. А таких уже поставлено как бы не несколько десятков на будущие ракеты - их надо отзывать на завод и проверять, что "сдвинет" пуски. В чем проблема? Потеря кадров? Финансовый голод? Тяжелое наследие давно прошедших 90-х? Или что?

- Да, проблем много различных. Может быть, это, действительно, провал  90-х  годов, который и привел к кадровому голоду. Видимо, еще  произошло и изменение менталитета людей. Скорее всего, мы переходим на новую стадию освоения космического пространства, космоса в целом. Теперь мы уже не относимся  к космической технике, как какому-то суперобъекту, с надо которым надо, как с младенцем, прыгать, холить и лелеять.

Мы уже начинаем собирать эту сложную технику, как товар широкого потребления. А космическая техника, особенно та, которая была разработана в 60-х годах - если мы говорим о 110-м двигателе, то наработки были еще раньше - она не терпит такого отношения. Тогда предполагался 100% контроль за сборкой двигателей.

Но сегодня люди уже привыкли, что техника не отказывает, что можно где-то послабление сделать. Это говорит о том, что просто надо поменять подходы к проектированию, изготовлению техники. Может быть, мы просто на следующий этап переходим, и этот этап для на критичный.

Тот же самый этап проходили в свое время самолеты. Их сначала научились делать надежными, безопасными, а потом они стали падать. Вот тогда и начали менять процессы проектирования, создания, конструкции, применять другие технологии изготовления. Только после этого самолеты стали набирать нормальную статистику по безопасности полетов. Вероятнее всего, именно это и проходит сейчас в космической отрасли.

- Что означает потеря самой надежной "лошадки" в мире, "Прогресса", для России как космической державы? Или действительно "по сравнению с удачными запусками процент катастроф мал и никто не погиб"?

- Тут сложно рассуждать в процентах, статистика слишком маленькая, что по полетам, что по падениям. Но за последнее время - это уже вторая авария "Прогресса".

Я бы не сказал, что это для нас серьезная потеря техники. Это больше имиджевые и финансовые потери, подрыв доверия к нашей отрасли. Сейчас надо выходить из этой ситуации, делать какие-то выводы и что-то менять.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

 

 

 

 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Ленина предложили заменить в мавзолее резиновой куклой
Почему не работает послехакасская методичка
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Пастыри УПЦ спасли православие, Украину и Россию
В Париже спасли львенка Путина из прокатной "Ламборджини"
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Кредиторы "сливают" Соединенные Штаты?
Кредиторы "сливают" Соединенные Штаты?
Кредиторы "сливают" Соединенные Штаты?
Кредиторы "сливают" Соединенные Штаты?

В последние дни армянские СМИ муссируют тему военной помощи Армении со стороны России в случае агрессии, связывая это с нагорно-карабахской проблемой. Дмитрий Савельев, руководитель Межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, убежден, что не следует тенденциозно толковать то или иное выступление официальных лиц, превращая его в политическую спекуляцию.

Дмитрий Савельев высказался в пользу стабильных отношений России с Азербайджаном