В пирамиде Хеопса нашли тайную комнату

Неизвестную ранее область пустоты обнаружили во время исследований физики из института HIP в Париже. Предположительно, это может быть тайная гробница или проход в нее.

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, ученые рассказывают о том, что обнаружив эту пустую зону, поняли: перед ними что-то интересное и необычное. Поэтому они сконцентрировались на изучении этой области, расположенной прямо над коридором в усыпальницу Хеопса.

"Теперь мы уверены, что она действительно существует, и она стала первой находкой подобного рода в пирамиде Хеопса со средних веков, когда она была вскрыта калифом Аль-Мамуном в 9 веке нашей эры", — заявил один из исследователей, Мехди Таюби.

Одна из семи чудес света — Пирамида Хеопса высотой в 145 метров и шириной в 230 метров — была построена в середине третьего тысячелетия до нашей эры фараоном Хуфу (Хеопсом), представителем четвертой династии Древнего царства, во времена которой были построены все "великие пирамиды" Древнего Египта. Это сооружение считается самым высоким и крупным из всех, когда-либо созданных человечеством.

Последние два столетия ученые интенсивно исследуют пирамиду. За это время обнаружены три комнаты, в одной из которых был предположительно похоронен сам фараон, в другой — его супруга, а третья считалась приманкой или ловушкой для грабителей. В стенах коридоров, которые ведут к гробнице Хуфу, были найдены необычные каналы и структуры, которые сегодня ученые считают элементами "системы безопасности", оберегавшей фараона от осквернителей.

Несмотря на такое продолжительное изучение пирамиды, многие ученые уверены, что настоящая усыпальница до сих пор не открыта, а скрывается где-то в толще строения, ведь мумии фараона и его супруги так и не были найдены

Два года назад за поиски этих тайных комнат принялись физики из университета Нагойи, Парижа и Каира, изучающие пирамиду при помощи детекторов космических частиц и космических телескопов в рамках проекта ScanPyramids.

Французские археологи и физики, совместно с японскими учеными, приспособили телескопы, способные "видеть" мюоны — заряженные частиц, возникающие в результате столкновения космических лучей с молекулами газов в воздухе, для поиска пустот и скрытых помещений в памятниках архитектуры древности.

Работает эта методика очень просто: поток мюонов убывает в воздухе и в пустом пространстве гораздо медленнее, чем при проходе через толщу пород или земли, что позволяет искать тайные комнаты по всплескам в мюонном фоне.

Участники проекта ScanPyramids в прошлом году заявили о сенсационном открытии — им удалось найти несколько ранее неизвестных пустот внутри пирамиды, которые могут быть тайными усыпальницами "повелителя двух домов" и его супруги.

Несмотря на критику археологов и египтологов, обвинивших физиков в неправильной интерпретации полученных данных, ученые уверены в том, что их замеры абсолютно точны, а область пустоты не могла возникнуть из-за различий в свойствах камней или из-за ошибок при строительстве.

Пустоты таких размеров и конфигурации не могли случайно появиться между блоками ни с инженерной, ни с какой-то другой точки зрения.

"Египтяне были слишком хорошими строителями, чтобы напортачить при строительстве пирамиды, оставить в ней "дыру" и создать комнату или коридор где-то еще", — заявил Хани Элал из университета Каира (Египет).

Полученные данные физики перепроверили еще раз, и снова выяснили, что в пирамиде нет других пустот, кроме уже известных коридоров и комнат. Если бы их прежние замеры были бы ошибочными, кто картинки, полученные разными мюонными телескопами, не совпали бы.

Все эти снимки показали, что над главным коридором пирамиды присутствует зона пустоты длиной в 30 метров, высотой в 8 метров и шириной в примерно 2 метра. Эта зона может быть как "цельным" коридором, идущим параллельно земле или же вверх или вниз, так и набором комнат. Пока у физиков недостаточно данных для того, чтобы исключить или первый, или второй вариант.

Свое открытие ученые пока никак не интерпретируют и не заявляют, что им удалось найти тайную комнату — этой задачей, по их словам, должны заниматься египтологи. Однако физики надеются, что оно послужит началом для обсуждения того, стоит ли пытаться проникнуть в эту зону пустоты и если да, как это стоит сделать.

В ближайшем будущем, как отметили ученые, они планируют продолжить изучение данной зоны пустоты, а также других регионов пирамиды Хеопса, в том числе усыпальницы самого фараона, и начнут сканировать другие пирамиды, в которых могут скрываться тайные комнаты и неизвестные нам пустоты.

Ученые рассчитывают, что новые исследования помогут понять, как именно строились пирамиды и можно ли доверять тем описаниям процесса их сооружения, которые дошли до нашего времени в трудах Геродота.

Однако метод, использованный физиками в пирамиде Хеопса, использовать можно далеко не везде. Мюонные сканеры, к примеру, не помогут отыскать тайную гробницу Нефертити: неизвестно, как распределены пустоты в породах, расположенных над ними.

Кроме того, "сканирование" пирами получается долгим, а ускорить процесс при помощи рукотворных ускорителей части невозможно доставить в Гизу или в Долину Царей — слишком это дорого, да и сами устройства эти по размерам огромны. Напрямую создавать мюоны невозможно, ведь они возникают при распаде каонов и пионов.