Хвост или сердце на выбор

Американские учёные, похоже, нашли причину появления многокамерного сердца. В статье, опубликованной в октябрьском номере журнала  Journal of Genetics and Development, они объяснили генетические особенности формирования сердца у оболочника (Ciona intestinalis). Их исследование дает возможность по-новому взглянуть на появление и эволюционные изменения этого органа.

Брэд Дэвидсон и его коллеги, работающие в лаборатории Майкла Левина в Беркли, обнаружили специфический фактор, который влияет на формирование сердца в эмбриональном развитии морской иглы.

Оболочник – простейшее хордовое животное, издавна приобрело славу у учёных, как надёжный модельный объект. Это животное обладает однокамерным сердцем, в то время как его потомки в процессе эволюции получили более солидный орган (у человека, например, сердце четырёхкамерное).

Наблюдая за формированием сердца у оболочника, учёные пришли к выводу, что все клетки сердца этого организма формируются из двух эмбриональных клеток (бластомеров). Эти же бластомеры являются предковыми для клеток, формирующих мышцы хвоста. Более того, исследователи выяснили, что существует специфический фактор Ets1/2, действие которого определяет дальнейшую судьбу клеток (условно говоря, они формируют либо хвост, либо сердце).

Учёные провели специальный эксперимент, блокируя деятельность Ets1/2, в результате эмбрионы не могли сформировать сердце. И, напротив, активация фактора Ets1/2 привела к увеличению сердечной области. Дэвидсон и его коллеги полагают, что именно активность специфического фактора Ets1/2 – одна из причин появления в эволюции двух-, трех- и четырехкамерного сердец.

В Киргизии президент Сооронбай Жээнбеков подписал принятый ранее парламентом закон о списании долга республики Российской Федерации в размере 240 миллионов долларов.

Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией