Кто оставил свой след на Крите почти шесть миллионов лет назад?

Отчетливый след человеческой стопы на очень древней окаменелости, приблизительный возраст которой 5,7 млн лет, обнаружила на Крите международная группа исследователей.

Эта находка может стать еще одним поводом для пересмотра существующей теории происхождения человека из Африки, пишут ученые в материале для журнала Proceedings of the Geologist Association.

Мнение об Африке как прародине современного человека утвердилось в научных кругах примерно в середине прошлого века. Африканским центром происхождения человека принято считать ту ее область, которая примыкает к Великой Рифтовой долине, пересекающей материк с юга на север.

В конце прошлого столетия в этих местах были найдены наиболее древние костные останки людей. Например, в 1974 году в Эфиопии был обнаружен полный скелет Australopithecus afarensis, одного из наших самых древних предков, его возраст около 3,8 млн лет.

Древнейшие представители вида Homo sapiens появились в результате эволюции 400-250 тыс. лет назад, а затем постепенно они распространился по всему миру, вытесняя существовавшие в других регионах популяции Homo erectus (человека прямоходящего) и Homo neanderthalensis (неадертальцы) — ранние версии "человека разумного".

Согласно гипотезе, род Homo изначально отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет там же в Африке. К ранним австралопитекам иногда относят такой древний род гоминид как ардипитеков, которые жили примерно 5,8-4,4 млн лет назад. До сих пор считается, что ардипитек является прямым предком более поздних гоминид. Как известно, наши предки начали ходить на двух ногах как минимум за 2 млн лет до того, как стали использовать специально изготовленные орудия труда.

У теории африканского происхождения человечества есть немало противников. След стопы возрастом в 5,7 млн лед, найденный на Крите, добавил аргументов в их копилку. А ведь ученые вполне уверенно говорят, что найденный оттиск "безошибочно похож на человеческую ногу". Это значит, что в те времена наши предки бродили по Южной Европе и Восточной Африке.

Кстати, недавно тезис о том, что вид Homo появился из-за изменения климата на Земле поставила под сомнение группа ученых из Университета Вашингтона под руководством Эндрю Барра.  Исследователи уверены, что появление человечества было всего лишь случайным и произошло без видимых на то причин.