Эволюция в среде насекомых зависит от заботы родителей

Размер тела насекомых изменяется от поколения к поколению под влиянием социальных условий. Так считают ученые из Кембриджского университета. Результаты исследования были опубликованы в журнале NatureEcology and Evolution.

Эксперименты над жуками-могильщиками проводили ученые под руководством специалиста факультета зоологии Кембриджского университета Бенжамина Джарретта. Выбор жуков был обусловлен тем, что этот вид обычно помещает личинки в мертвые туши мелких грызунов или птиц. А это значит, что питаться личинки могут самостоятельно. Однако, одни родители переваривают для зародышей пишу, а других их покидают.

"В исследовании мы играли роль естественного отбора. В некоторых популяциях жуков мы выбрали для размножения только самых крупных особей в каждом поколении. В некоторых — только самых маленьких, — рассказал Бенжамин Джарретт. — В ряде случаев мы разделяли родителей с личинками, так что последним приходилось помогать друг другу".

В результате эксперимента выяснилось что "брошенные" личинки превращаются в небольших жуков, а из тех, о ком родители заботились, развивались довольно крупные экземпляры.

"Предыдущие работы были ориентированы на то, как меняется кооперативное поведение, потому что считалось, что естественный отбор благоприятствует эгоистичным животным", — говорит старший автор статьи профессор Ребекка Килнер. Новое исследование выявило, что как только появляется сотрудничество, оно может изменить ход эволюции.

Исследователи надеются использовать экспериментальные методы изучения эволюции, чтобы понять, как будет выглядеть вид через несколько поколений, если постоянно менять степень родительской заботы. "Мы лишаем личинок родителей в первом поколении, в следующем и в следующем. Сейчас у нас есть жуки, о которых не заботились в 25 поколениях", — добавил Джарретт.

К интересным выводам пришли ученые в ходе другого эксперимента. Как оказалось, бабочки-геликонии обладают уникальной системой зрения. Особи противоположных полов видят мир совершенно по-разному. Причины этого пока непонятны.

Причем для бабочек это имеет принципиальное значение. Ведь насекомые не будут опылять те соцветия, чей цвет им не по душе.