США зря пугают нас генной инженерией - эксперт

Развивающиеся генетические технологии по своей возможной опасности могут быть сопоставимы с оружием массового поражения. Такое мнение выразил директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер в своем ежегодном докладе об оценке угроз мировому сообществу.

О том, насколько такие утверждения верны, корреспонденту Pravda. Ru рассказал Константин Китаев, генетик, научный сотрудник Института биохимии и генетики Уфимского научного центра.

Джеймс Клэппер уверен, что технологии генного редактирования CRISPR, приходящие на смену методу внедрения генома, с помощью которого производятся все ГМО, по своей возможной опасности в случае неправильного использования схожи с оружием массового поражения.

Так, например, технологии CRISPR и Cas-9 с помощью специальных белков позволяют производить изменения на уровне ДНК в клетках организма. Они могут обнаружить заданную цепочку ДНК в организме человека, удалить ее и заменить на новую цепочку, разработанную генными инженерами, сообщает научный журнал Nature.

Существует мнение, что если использовать данную технологию в медицинских целях, можно достичь серьезных результатов. Однако Константин Китаев считает такое сравнение некорректным: "Все-таки наш организм имеет серьезные механизмы защиты от таких вещей. И как оружие это использовать тоже весьма сложно. Я даже не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы это стало возможным".

По его мнению, даже на ДНК человека такое воздействие не может быть массовым, оно в любом случае будет проявляться индивидуально.

Также в докладе директора нацразведки США отмечается, что базовые составляющие, необходимые для получения работающего инструмента CRISPR можно приобрести через интернет за общую сумму, не превышающую 60 долларов. Согласно докладу, необходимые составляющие доступны любому террористу. Но, как пояснил эксперт Правде.Ру, это лишь одна сторона медали. Оборудование же для таких технологий все же стоит гораздо дороже.

"Все это не так просто, как нам хотелось бы думать. В любом случае нужен индивидуальный подход. Но действительность такова, что опасную болезнь сегодня можно подцепить ежедневно. К примеру, достаточно вырастить золотистый стафилококк, устойчивый к популярным антибиотикам, и за шесть-семь месяцев он уже будет представлять большую опасность для всех людей вообще", — сказал Константин Китаев корреспонденту Pravda.Ru.

Между тем, по его словам, эта деятельность жестко регламентирована государством. То есть нельзя просто так взять и сделать что-то подобное. Работа с микроорганизмами, которые представляют опасность, регулируется законодательством, есть соответствующие постановления.

США завезут в Европу ГМО?