Ученые обнаружили в мозге полевок "островок любви"

Особую зону в коре мозга мышей-полевок нашли нейрофизиологи из США. Благодаря этой зоне животные могут чувствовать удовольствие от общения со "второй половинкой". Этот же "островок" отвечает за формирование моногамных семей.

В статье, опубликованной в журнале Nature, ученые рассказывают, что опыты на человеке ставить очень трудно, поэтому им помогли полевки.

"Мы хорошо знаем, какие чувства мы испытываем в тот момент, когда мы смотрим на наших любимых или их фотографии, но до настоящего времени у нас не было понятия, как "центр удовольствия" порождает эти чувства", - заявила Элизабет Амадей из университета Эмори в Атланте (США).

Ученые хотели узнать, почему люди, в отличие от большинства других приматов, ведут моногамный образ жизни. Причиной этого, как сегодня считают ученые, могло быть несколько вещей — необходимость защищать свое потомство от агрессии других самцов, наличие бабушек, сделавших моногамию выгодной в эволюционном плане, и даже появление орудий труда.

До сих пор ученые не знали, какая часть мозга и какие гормоны отвечают за формирование связей между "половинками" семей, и что заставляет их поддерживать отношения на протяжении всей жизни.

Ответ исследователи смогли найти во время серии экспериментов на обычных полевках (Microtus ochrogaster) — крупных грызунах, живущих в парах на протяжении всей своей жизни.

Несколько лет назад биологи обнаружили, что в этом процессе замешаны два гормона — дофамин, сигнал удовольствия, и окситоцин, сигнал семейного счастья, действующие на определенные участки в средней части передней коры мозга и центре удовольствия.

То, как именно они работают, оставалось неизвестным для Амадей и ее коллег, и ученые решили восполнить этот пробел, проследив за работой мозга во время формирования любовных связей между полевками.

Выяснилось, что ключевую роль в формировании семьи играет средняя часть коры мозга — ее нервные клетки активируются первыми во время установления контактов между самками и самцами, и заставляют нервные клетки в так называемом прилежащем ядре, "центре удовольствия" мозга, активно вырабатывать нервные импульсы и "общаться" друг с другом.

Чем сильнее связь между этими регионами, тем быстрее образуется пара.

Ответ на вопрос, почему люди, в отличие от родственников-приматов, живут парами, ученые смогут дать после того, как поймут, как влияет окситоцин и другие гормоны в формировании связей между этими регионами мозга.