Секс, ложь и демократия

В одном из монологов сатирика Михаила Жванецкого есть момент, когда он описывает процесс конверсии. Не ручаюсь за точность цитаты, но суть была в том, что когда на одном из оборонных заводов приступили к производству веялок, то, как ни мудрили инженеры, с конвейера неизменно выходил пулемёт. Примерно ту же самую ситуацию мы сейчас наблюдаем и в российском демократическом движении. Противопоставляя себя "тоталитарной власти", они сами недалеко ушли в своих методах от тоталитарного прошлого.

Скандалы в демократических партиях («Яблоко», СПС ) давно набили оскомину российскому избирателю, запутавшемуся в хитросплетениях межпартийных разборок (зачастую очень грязных) между соратниками по правому либерально-демократическому лагерю. Взаимные обвинения в предательстве интересов, нескончаемое нытьё о репрессиях властей и тому подобные заявления усадили демократов в тот самый ржавый таз, где они, подобно тройке мудрецов из известного стихотворения, с чувством собственного достоинства продолжали выяснять - кто из них "круче".

В этой ситуации, когда верхи и не хотели, и не могли, наметился активный рост молодёжных организаций с качественно иной структурой управления и методами действия. Сетевая, безлидерная система управления, более свободные отношения внутри организации позволили надеяться на смену поколений в политике. И если сначала молодёжные движения вызывали у взрослых политиков только лишь любопытство, то вскоре интерес стал практическим.

Лучшим же способом обуздать бесшабашную молодёжь, чем навязать ей собственную, бюрократическую систему организации, придумать было невозможно. Молодые дарования охотно приняли новые правила игры, с успехом перенимая основы номенклатурного управления, включающего в себя такие всем известные понятия, как плановость и показуха. Наиболее ярко это проявилось в молодёжном движении «Оборона», ставшего одним из главных ньюсмейкеров прошлого года наравне с НБП.

Вкратце суть истории такова. Проходили выборы нового Координационного совета, который и выполнял управленческие функции. Ранее он состоял из 15 человек, но поскольку из этих 15-ти в деятельности организации участвовала едва ли половина его членов, то было принято решение о сокращении его численности до 8 человек и назначении перевыборов. Предложение выглядело справедливым и не вызвало ни у кого возражений. Возражения появились позже, после того как выяснилось, что в новый состав Координационного совета не прошёл неофициальный лидер «Обороны» Илья Яшин .

На первый взгляд ничего дурного в этом не было: демократическая организация, демократические выборы – всё предельно честно, без обид. Как любил выражаться сам Яшин, перефразируя известную поговорку демократов: «я не разделяю вашу точку зрения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказать её». Но в этот раз молодой политик забыл о своих принципах. Узнав, что он не прошёл в состав КС, Илья Яшин помрачнел и со словами «на этом можно заканчивать» вышел вон.

На следующий день на официальном сайте «Обороны» и на ряде других ресурсов появилось заявление «Экс-олигархи проводят спецоперацию по приватизации «Обороны». В заявлении говорилось: «С момента появления молодежного движения «Оборона» внутри организации сформировались две фракции. Первая фракция отстаивает интересы элиты, которая находилась у власти в 1990-е годы, и настаивает на возможности финансирования «Обороны» экс-олигархами. Вторая – выступает с позиции бесперспективности борьбы с нынешним режимом во имя реставрации ельцинизма и настаивает на несотрудничестве с «бизнесом в изгнании».

Далее проводилась мысль о том, что «олигархическая» фракция пыталась давить на Яшина, который «занял жесткую позицию о невозможности принятия средств от экс-олигархов». Но после того как с ним не удалось договориться мирными средствами, «в результате ряда махинаций и проведенной за последние два-три месяца работы 14 января Илья Яшин был выведен из состава Координационного совета организации. Политическое значение этой спецоперации – устранение из руководящих органов человека, ставшего на пути людей, желающих фактически купить «Оборону» для использования в своих целях», сообщалось заявлении.

Но поскольку заговорщики были раскрыты, а ими оказались члены партии «Союз правых сил» Олег Козловский и Юлия Малышева, входившие в состав КС, - то дело оставалось за малым: объявить прошедшие выборы недействительными и назначить новые. Попутно стали активно распространяться слухи о связи вышеозначенных людей с группировкой экс-премьера Михаила Касьянова и чуть ли не кремлёвской администрацией, захотевшей перекупить "опасное оппозиционное движение".

Дискредитируя неожиданных оппонентов, Илья Яшин убивал двух зайцев: находил причины своего поражения и заодно решал вопрос о главенстве в извечном противостоянии СПС и "Яблока". Как представитель "Яблока", Яшин не мог смириться с тем, что его в его собственной организации обошёл идеологический соперник, пусть и выступающий в роли временного союзника. Сразу вспомнились история 2003 года, когда СПС вёл против "Яблока" грязнейшую информационную войну, вспомнился и один из лидеров СПС Анатолий Чубайс, относимый "яблочниками" к олигархам.

Впрочем, обвинение некоторых членов движения в связи с олигархами было сколь нелепым, столь же и опасным. Во-первых, получалось, что целый год «Оборона» финансировалась олигархами, а Яшин со товарищи этому активно сопротивлялись. Во-вторых, было очевидно, что если в «Обороне» существовало такое "олигархическое" лобби, то, следовательно, организация весь прошедший год выполняла в том числе и заказы финансирующей стороны. Кроме того, становилось неясным: если проблемы с олигархическим капиталом возникли с самого начала, то почему об этом заговорили только сейчас?

Скорее всего, Яшин понял, что совершил ошибку и, словно в компьютерной игре, попытался вернуться на прежний уровень, выступив с другим заявлением, в котором он призывал встать на путь переговоров и «достигнуть компромисса – назло врагам и злопыхателям». И сразу же началась работа по зачистке Интернета от предыдущих «антиолигархических» заявлений, словно их никогда и не существовало. Всё, как в любимом произведении «оборонцев» Джорджа Оруэлла «1984», где специальные бригады переписывали книги и газеты, приводя в соответствие содержание старых заявлений вождей с нынешними, чтобы не возникало противоречия.

Складывалось ощущение, что ты вернулся в прошлое, в эпоху политических процессов 30-х годов. Тогда тоже во всех неудачах винили вредителей, наймитов мирового капитала, в число которых записывали всех, кто шёл не в ногу с линией партии и правительства. Тогда-то и возникали на местах царьки, уделявшие большую часть времени собственному благоустройству и нейтрализации конкурентов, а не реальной работе.

Похожая ситуация сложилась и в «Обороне». Яшин был всего лишь одним из координаторов организации, но везде и всюду выступал как лидер не только «Обороны», но и молодёжного «Яблока», откуда он, кстати, ушёл в момент создания «Обороны». Мы уже писали о том, что в результате конфликта с Яшиным «Оборону» покинуло несколько человек, а во время того самого знаменательного собрания из организации вышла ещё одна из активисток – Рита Загрязкина, известная по истории с заброской диверсантов в лагерь «Наших» на озере Селигер.

После того как Илья Яшин решил завести себе пресс-секретаря - девушку, чьи женские достоинства оценила вся мужская часть организации, терпение у многих лопнуло. Масла в огонь подлил один из будущих «ренегатов» Олег Козловский, выступивший с резкой критикой текущей ситуации, заключающейся в отсутствии внятной стратегии, идеологии и демократии в организации. Итог: Яшин не вошёл в Координационный совет, а быть рядовым членом для него оказалось ниже собственного достоинства, вот и была в срочном порядке придумана сказка про олигархический заговор.

Сейчас «оборонцы» ищут пути выхода из сложившейся ситуации, но, к чему бы они не пришли, выхода из неё нет. Если конфликтующие стороны договорятся и согласятся на перевыборы, то можно смело вычёркивать из названия организации слово «демократическая». Кроме того, в этом случае будет признана правота Яшина и вина «пособников олигархов». В противном случае политическая карьера Ильи Яшина, как карьериста и самодура, закончится раз навсегда. Словом, вопрос стоит так: либо выживает организация, либо выживает Яшин, и в этом случае можно ставить крест на играх в демократию.

Конечно, случай с «Обороной» не единственный, но он показательный. Показателен для тех молодых людей, которые искренне верят в демократические ценности, которые попадают в сети новых «оборон» и «яшиных», после чего у них есть два пути: либо играть по навязываемым правилам, либо уходить. Третьего не дано.

Лев Правин

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить