Гордиев узел Владивостока: пора рубить?

Последствия владивостокских волнений не заставили себя ждать. Заксобрание Приморского края направило федеральным властям просьбу пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки. Именно из-за этого документа Владивосток лихорадило в минувшие выходные.

Депутаты законодательного собрания Приморского края направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину. Они просят пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки и возможный запрет праворульных автомобилей в России. Именно из-за этого документа в минувшие выходные Владивосток вышел на улицы.

Участники акции протеста под лозунгами «Автомобилисты против бюрократии», «Правый руль это наш выбор!», «Ищем работу», «Мы не нужны России», «Рост цен и повышение пошлин – это и есть план Путина» на длительное время блокировали движение по центральным улицам Владивостока и даже попытались захватить местный аэропорт.

Постановление о повышении таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок вступает в силу 11 января. Оно направлено на поддержку отечественного производителя, но ставит под угрозу основной бизнес Владивостока – переправку из Японии и перегон в регионы России подержанных японских праворульных автомобилей. В ходе акции организаторы озвучили цифры: в этой сфере заняты до 100 тысяч человек из 578 тысяч населения Владивостока.

Большая Советская энциклопедия характеризует Владивосток как крупный промышленный центр,  имеющий (имевший?) судоремонтное производство, приборостроительную и радиопромышленность, рыбокомбинат. Город, писали составители в 70-х годах прошлого века, является базой дальневосточного китобойного, краболовного, рыбного промыслов и рефрижераторного флота.

В условиях рынка эти производства и промыслы оказались нерентабельны и никому не нужны. Черта современного Владивостока: ввоз и реализация японских автомобилей в Россию является «градообразующей» отраслью местной экономики, отмечает "Общая газета".  В крае с ужасом ждут банкротств фирм и массовой безработицы в связи с повышением пошлин на иномарки.

Очередная абсурдная гримаса реформ 90-х: практически все взрослое мужское население некогда богатого города-порта вынуждено переквалифицироваться в международных спекулянтов. Вряд ли кто в здравом уме назовет такое положение вещей нормальным. Но теперь уже интересы новых владивостокцев, в их новом качестве, противоречат идее развития и поддержки собственного производства. Процесс «изготовления», если можно так сказать, подержанных иномарок в Японии им ближе и роднее.

Этот бизнес, дающий в результате сложившейся конъюнктуры неплохую прибыль, физически тормозит любую альтернативную деятельность в городе. Она просто непривлекательна. Зато здесь как на дрожжах растет инфраструктура по хранению, обслуживанию, оформлению, перегону машин. В одном из блогов житель Владивостока, объясняя воскресную ярость горожан, рассказывал - все, буквально все, от матроса, до клерка и милиционера, завязаны здесь на торговлю автомобилями. Сомневаться в его словах нет оснований.

Подобная однобокая (и что греха таить - ненормальная) специализация города-порта - это путь в никуда. «Контора» может прикрыться в любой момент, и возможных причин тому миллион: как в Японии, так и в России, и на мировом рынке. Пока получать маржу, перегоняя автомобили и ничего не производя, позволяет конъюнктура. И это положение вещей кажется незыблемым. Не так давно незыблемыми казались «голубые фишки» - биржевые акции сырьевых компаний.

Самое печальное, что безболезненно разрубить этот гордиев узел вряд ли удастся. Точно так же, как для создания нынешней порочной специализации Владивостока потребовались реформы 90-х - с их бездумным разрушением всего и вся. Но процесс этот необходим – не только и не столько для поддержки отечественного автопрома и иностранных производств на нашей территории (хотя сбрасывать эти рабочие места со счетов во время кризиса было бы очень опрометчиво). Это необходимо в первую очередь для самого Владивостока.

Главное – не забывать о «подушке безопасности» для жителей. Очень велик в этих обстоятельствах риск завязать вместо одного гордиева узла парочку других.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить