«Марш несогласных» победил здравый смысл

Несистемная оппозиция попыталась провести в воскресенье в Москве шествие по Тверской улице - в защиту 31 статьи Конституции РФ, гарантирующей свободу шествий. Попытки убедить «несогласных», что Конституция гарантирует права, а их реализацию определяет федеральный закон, не первый год остаются тщетными. Каспаровцы с феноменальным упорством маршируют там, где нельзя. Не забывая требовать от власти соблюдения законов, и очень обижаясь, когда власть их соблюдает.

Закон о демонстрациях, митингах и шествиях в России предусматривает уведомительный порядок проведения акций, однако в нем содержится требование согласовывать место и время проведение маршей с органами власти. В противном случае, сказано в законе, организаторы не имеют права его проводить.

Права и обязанности сторон в документе обозначены весьма четко: организаторы обращаются в мэрию с заявкой, мэрия рассматривает ее - и согласовывает. Или не согласовывает, если по какой-то причине проведение марша именно в этом месте нецелесообразно. Например, когда организаторы обещают 300 человек и просят перекрыть для них Тверскую улицу – на том основании, что буквально недавно ее перекрывали для пятитысячной демонстрации коммунистов.

Но в этом случае городские власти должны предложить организаторам акции альтернативные варианты – другие улицы или площади. Здесь уже дело организаторов соглашаться или не соглашаться. «Несогласным», например, не понравилась набережная Тараса Шевченко, потому, что там «даже собак никто не выгуливает».

Альтернатив, в общем-то, немного: или согласовывать дальше, достигая компромисса, или не проводить мероприятие. В законе об этом сказано весьма просто и доходчиво: «Организатор… не вправе проводить его, если… органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия».

Так ситуация выглядит с точки зрения закона. С точки зрения «несогласных» она выглядит иначе: режим препятствует им маршировать там, где хочется. И поэтому сторонники Каспарова и Лимонова раз за разом пытаются маршировать там, где вздумается. В воскресенье, к примеру, они пытались маршировать по Тверской. Отдельная группа товарищей предприняла попытку маршировать по проспекту Сахарова, а, столкнувшись с противодействием милиции, кинулась на Павелецкую. Где силами пары десятков активистов на несколько минут перекрыла Садовое кольцо, пройдя с транспарантом «Марш несогласных» до станции метро Добрынинская.

Сложно сказать, понимают ли «несогласных», что их действия подпадают под ряд статей Кодекса об административных правонарушениях, в частности, под статью о препятствовании движению транспорта. Законы, как показывает практика, их не очень беспокоят, из всего свода они прочли только конституцию, да и то не всю. К примеру, выступая против нынешних президентских поправок, они уверяют, что защищают целостность и неизменность конституции. Хотя возможность ее изменения прописана в самом основном законе и, защищая его, автоматически приходится защищать и статьи о поправках.

Трудно всерьез предположить, что среди лидеров «несистемной» оппозиции не нашлось ни одного человека, способного от начала и до конца прочесть пару не столь уж и объемных юридических документа. В конце концов, им не раз разъясняли суть законов во время согласований очередных «маршей» в органах власти. Однако актив «несогласных» убежден, и в этом его активно поддерживают лидеры: власть нарушает Конституцию, а они, «несогласные», отстаивают ее букву. И, заодно, собственное право на свободу шествий.

Парадоксально, но факт: никого уже не удивляет, что «марши несогласных» уже без малого год проходят под единственным лозунгом – в защиту права на проведение «маршей». В начале 2007 года лозунги были разнообразнее – здесь и «Россия без Путина», и «Долой полицейское государство», и «Нет третьему сроку!». В минувшее воскресенье единственным транспарантом в руках собравшихся оказалась растяжка «Марш несогласных». Вышли себя показать.

В реальность акция, прошедшая в воскресенье в Москве и приведшая к задержанию 90 активистов, не была политическим митингом или шествием. Таковыми она даже не планировалась. Участники не выдвигали политических требований, лозунгов, не планировали пламенных речей. Гарри Каспаров, как известно, на марш «опоздал». А его соратник Эдуард Лимонов растерянно стоял у метро «Маяковская», наблюдая, как его нацболов по одному отводят в автозаки. Пока, наконец, не пришла и его очередь.

Единственной задачей организаторов было выйти на Тверскую, чтобы показать, что они имеют право выйти на Тверскую. А если не получится на Тверскую, то хоть на Садовое кольцо. И, подводя итоги воскресного дня, заявить в блогах: «Марш несогласных» властям сорвать не удалось!»

Как бы абсурдно это ни выглядело, это так. «Несогласные» празднуют: «Марш закончился победой», - пишут они в оппозиционной конференции. - Колонна из нескольких сот человек завершила свое движение на Серпуховской площади. Участники шествия, выполнив данную задачу,  разошлись. Милиция не успела среагировать».

Непростая победа. Над здравым смыслом.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить