Эксперты рассказали, что на самом деле мешает оппозиции пройти муниципальный фильтр

Кандидат в губернаторы Свердловской области, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман не обращался к муниципальным депутатам для сбора подписей. Партия "Яблоко", которая выдвигала кандидатуру Ройзмана, сделал это с нарушениями и больше преследовала цель привлечь внимание СМИ. Об этом в четверг заявил, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Напомним, Ройзман был выдвинут кандидатом на пост губернатора федеральным бюро партии "Яблоко" 21 июня — после того, как были приостановлены полномочия регионального отделения из-за несогласия с кандидатурой мэра Екатеринбурга. Позднее ЦИК РФ и министерство юстиции заявили, что бюро "Яблока" не имело полномочий выдвигать Ройзмана, подменяя таким образом региональное отделение партии. Впрочем, сам Евгений Ройзман не смог собрать необходимого количества подписей муниципальных депутатов.

Максим Григорьев напомнил, что Ройзман изначально был выдвинут с нарушениями и призывы Центризбиркома исправить ситуацию "Яблоком" услышаны не были. "При этом тот же кандидат до этого с соблюдением всех формальностей выдвинут от другой партии, от партии "Парнас", которая, кстати, в Ярославской области успешно зарегистрировала своего кандидата. Зачем это было сделано?" — задался он вопросом.

Он напомнил также о заявлениях "яблочников", что Ройзману не удалось собрать подписи, поскольку они уже были собраны другими кандидатами, сообщает ТАСС.

Григорьев сообщил, что Общественная палата Свердловской области провела опрос муниципальных депутатов на эту тему. "Более сотни человек, более 10% было опрошено, и эти результаты, опубликованные на сайте региональной ОП, выявили список депутатов, к которым никто не обращался за поддержкой", — отметил он. И добавил, что в ходе опроса выяснилось — кандидат "Яблока" ни к кому из этой сотни за поддержкой не обращался.

По мнению Максима Григорьева, "фактически можно говорить о том, что самой процедуры сбора подписей, видимо, и не было вовсе".

Отвечая на вопрос, зачем все это могло понадобиться "Яблоку", эксперт предположил, что "это из-за того, что сотрудники партии не в состоянии провести процедуру выдвижения, не обладают необходимой компетентностью".

Впрочем, далее сам же Григорьев усомнился в справедливости подобного вывода. "Как нам кажется, речь идет о провокационной политической технологии, которую использовала уже партия "Яблоко", то есть намеренной подаче документов с нарушениями с привлечением к себе внимания СМИ", — сказал эксперт.

По его мнению, провокационные технологии использовались также кандидатами в Севастополе и Бурятии.

В Севастополе Вадим Колесниченко "в нарушение установленного запрета дал согласие на выдвижение кандидатом двум избирательным объединениям". 29 июня Колесниченко согласился быть выдвинутым от партии "Родина", а 5 июля — от партии "Великое Отечество". Кроме того, он должен был сдать подписи муниципальных кандидатов от восьми районов, а сдал только от семи.

"На мой взгляд, можно предположить намеренное использование провокационной политической предвыборной технологии, чтобы привлечь внимание СМИ", — заявил Григорьев.

Схожая ситуация, по его мнению, сложилась в Бурятии, где кандидат на пост главы республики от КПРФ, член Совета Федерации Вячеслав Мархаев "намеренно сдал подписи, которые не соответствуют закону, двойные подписи тех людей, которые уже подписались".

Григорьев рассказал, что Общественная палата Бурятии опросила 189 муниципальных депутатов и выявила группу тех, к кому никто не обращался для сбора подписей.

Член ОП заметил, что Мархаев "явно не дилетант" в политике. "Мы видим, что это нарушение было сделано намеренно", — сказал он, добавив, что в других регионах кандидаты от КПРФ, как правило, успешно собирают подписи.

Колесниченко и Мархаев в итоге не были зарегистрированы кандидатами на выборах.

В свою очередь, член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) сопредседатель мониторинговой группы Совета по наблюдению за выборами Игорь Борисов отметил, что муниципальный фильтр на губернаторских выборах соответствует мировой практике и вполне нормально работает, если кандидат располагает поддержкой на муниципальном уровне.

Борисов отметил, что президентских выборах во Франции кандидаты на пост президента должны собрать подписи муниципальных депутатов. Эксперт также напомнил, что в 2012 году, когда были возвращены прямые выборы губернаторов и введен муниципальный фильтр, его законность подтвердил Конституционный суд.

"Если есть поддержка кандидатов, они проходят эти нормы без каких-либо проблем. Цифры и факты говорят о том, что данная позиция российских законодателей вполне приемлема, она работает, работает нормально", — подчеркнул Борисов.

При этом он считает возможным дальнейшее обсуждение механизмов работы муниципального фильтра. "Мы видим, что в рамках работы этого инструментария освоились за пять лет технологи. Здесь нужно, на мой взгляд, выставлять преграды технологам, чтобы они позволяли работать данной норме в интересах избирателей, партий, а не применяли серые технологии в обход духа закона и нашей Конституции", — сказал член СПЧ.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *