Марш на месте

В воскресенье в Москве прошел «марш несогласных», организованный Российским народно-демократическим союзом Михаила Касьянова. О планах его проведения экс-премьер, покинувший «Другую Россию», говорил еще летом. Времени на подготовку было много и им воспользовались сполна – Новопушкинский сквер оборудовали мощной аудиотехникой, двумя многометровыми экранами – обращенными и к скверу, и к оживленной Тверской. Старания, впрочем, пропали втуне. Стандартные «около тысячи» «несогласных» полтора часа вникали в то, какая плохая в России власть.

Мероприятие было анонсировано как «Марш несогласных» в виде митинга памяти Анны Политковской». Несмотря на это, на участие правозащитников, прямые обращения именно к оппозиционному электорату – через интернет-сайты, блоги, «Эхо Москвы» - на улицу удалось вывести ничтожное число «несогласных». РИА «Новости» со ссылкой на ГУВД Москвы сообщает - «около тысячи» человек. 

В «марше» демонстративно не участвовал Объединенный гражданский фронт Гарри Каспарова. Правда, исполнительный директор ОГФ Денис Билунов был замечен на Пушкинской площади. Проверив число собравшихся, он до начала митинга устремился в метро – как позже пояснил помощник Каспарова «Национальному журналу», на акцию по возложению цветов к месту убийства Политковской. 

Представители той части «Другой России», что осталась с Каспаровым, приколачивали в это время у подъезда Политковской незаконную мемориальную доску. Часть «Другой России», которая с Лимоновым, была в Новопушкинском – от ее лица на митинге выступил Алексей Аверин. Сам Эдуард Вениаминович, впрочем, сказался больным и не пошел ни на ту, ни на другую акцию.   

Недостающих «другороссов» в сквере у Касьянова заменил СПС. Участвовало в митинге движение «Народ» и другие организации, известные по именам, но неизвестные своими членами. Люди собрались протестовать, призыв организаторов убрать партийные флаги во время минуты молчания (так как «Анна была непартийным человеком») был банально проигнорирован. И дальше по ходу митинга ораторы говорили больше о Путине.

Касьянов сообщил с трибуны, что намерен бойкотировать выборы, что стране нужна свобода, а власть строит в России тоталитаризм. Те же тезисы повторила вскоре Людмила Алексеева. Старейшая российская правозащитница завершила свое выступление выкриком «Верните народу выборы, гады!»

О цинизме президента рассказал собравшимся один из лидеров СПС Борис Немцов. Он сообщил, что никогда не забудет Беслана, «Норд-Оста» и ухмылку Путина. «У холуйской России есть Путин, у свободной России есть Анна», - заявил он. Все-таки митинг как-никак был посвящен памяти Политковской...

«Лимоновец» Аверин сообщил собравшимся, что «у нас нет времени для траура, есть время для действия!», а представитель движения «Народ» экс-коммунист Петр Милосердов рубанул с плеча, призвав всех прийти 4 ноября на «Русский марш несогласных». Чем немало смутил собравшихся демократов.

Среди молодежи от «Обороны», еще раз «Народа», СПС и молодежного НДС вклинился почему-то лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов. Он рассказал о своем переосмыслении романа Джорджа Оруэлла «1984», которое случилось с ним накануне.

Под выкрики «Россия без Путина!» митинг завершил Михаил Касьянов. Он зачитал резолюцию, из которой следовало, что участники «Марша несогласных» требуют освободить политзаключенных, расследовать убийства журналистов, от власти – соблюдать закон. А главное - объявить 7 октября, день смерти Политковской, «Днем гражданского достоинства».

Простояв полтора часа под проливным дождем, «несогласные» с достоинством удалились – часть в метро, часть к мемориальной доске у подъезда Политковской, часть – на анонсированную ранее, но так и не состоявшуюся акцию Каспарова у метро 1905 года. Им хорошо, для них вопроса «ради чего все это» - не существует. Прекрасный ответ: «Мы показали власти, что…» Дальше, впрочем, мнения участников «марша» расходятся не меньше, чем их маршруты.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить