Валерий Крюков: автоматизация выборов реальна

199063.jpegСегодня в своем интервью трем российским телеканалам президент Российской Федерации Дмитрий Медведев высказался о необходимости оснащения избирательных участков автоматизированными системами для голосования. Что думают по этому поводу в Центризбиркоме, "Правда.Ру" уточнила у члена ЦИК России Валерия Крюкова.

 - Насколько мы знаем, автоматизированные системы для голосования сейчас массово не используется. Насколько инициатива президента стала для ЦИК России стала неожиданной?

- То, что сказал президент Российской Федерации в своем интервью, мы ждали очень давно. Для тех, кто профессионально занимается выборами, - это подарок. Мы уверены в том, что выполним данное поручение (слова президента имеют для нас силу прямого поручения) в ближайшие годы. В интервью речь шла о результатах выборов, которые будут определяться сразу же после того, как упал последний бюллетень в урну. Чтобы это исполнить, на мой взгляд, необходимо решить две основные проблемы.

Первая касается сроков полномочий участковых избирательных комиссий, в рамках которых и будет осуществляться автоматизация процесса голосования. Эти избирательные комиссии должны работать в течение пяти лет в постоянном утвержденном составе. Речь не идет о штатном составе. Он так и останется внештатным. Но ведь в настоящий момент за пятилетний срок мы переформируем эти комиссии 8-10 раз.

Вторая проблема связана с необходимостью автоматизации процесса составления протокола участковой избирательной комиссии. При автоматизации составления протокола минимизируется (а практически сводится к нулю) роль человеческого фактора.

Представьте, в 8 часов утра на избирательные участки приходят наблюдатели от кандидатов или от политических партий. Они смотрят не введены ли на автоматизированном месте какие-либо цифры. В 20 часов вечера они знакомятся с результатом. Это очень заманчивая перспектива. Для этого протокол участковой избирательной комиссии (а это и есть результаты выборов) должен быть автоматизирован.

Но с существующим протоколом это сделать невозможно. Чтобы его  вывести, надо вводить дополнительные цифры, что, естественно, вызовет среди наблюдателей и партий неприятные предположения. Чтобы этого не было, надо вставить в протокол специальные графы, в которых будет указано, сколько избирателей проголосовало, сколько было действительных и недействительных бюллетеней, сколько бюллетеней неустановленной формы, какое количество граждан проголосовало стационарно, а сколько - вне помещений для голосования с помощью переносных ящиков, которые, кстати, тоже должны быть автоматизированы (у нас есть такой опыт), как распределились голоса между партиями или между кандидатами. Все это должно подлежать автоматизации.

Если мы решим два этих вопроса и юридически зафиксируем их в избирательном законодательстве, то мы, конечно, получим прямую дорогу к автоматизации избирательного процесса.

- Как будет проходить техническое переоснащение избирательной системы?

- С чего же лучше начинать? Мы разбирали этот вопрос. Вначале планируется внедрять данные технические средства в областных центрах. В нашей стране их 83, и в них проживает почти половина всех избирателей. После освоения этих территорий мы будем двигаться на периферию, осваивать районные центры, а дальше охватывать поселки и поселения. С помощью постепенного введения нового оборудования от центров к окраинам мы сможем решить в ближайшей перспективе вопросы оснащения всех избирательных участков технологическим оборудованием.

- Но ведь это обойдется в довольно приличную сумму?

- Президент Российской Федерации обратил внимание на финансовую сторону вопроса. Для ЦИК России это такие траты, которые Комиссия не поднимет собственными силами. Но я хочу отметить, что результаты, которые при этом получатся, будут гораздо весомее потерь от финансовых трат. Прежде всего мы обеспечим полную прозрачность избирательных процессов. Второе - мы исключим влияние человеческого фактора на ход и результаты голосования и тем самым расширим контроль общественности.

Такая автоматизированная система, конечно, потребует других навыков от наблюдателей. Они должны будут знать компьютерную технику, а политическим партиям, соответственно надо будет готовить наблюдателей.

Одновременно мы решим не только избирательные вопросы, но и внедрим знания о современных технических средствах в широкие слои населения, которые, может быть, до этого в своей повседневной жизни с ними вообще нигде не сталкивались.

Но давайте посмотрим: за пять лет у нас проходят выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, глав районов, депутатов представительного органа района, депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа страны (Госдумы), президента Российской Федерации. Не стоит забывать и про местные референдумы. За это время избиратель знакомится с современной техникой, и тем самым он ее осваивает. В конечном итоге мы решаем, кроме организации выборов, общегосударственную образовательную задачу.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить