Генпрокуратура пошла на попятную

Заместитель генерального прокурора РФ Сабир Кехлеров заявил, что никогда не выступал за отмену презумпции невиновности, сообщает "Интерфакс".

"Я никогда не ставил вопрос о ликвидации института презумпции невиновности в стране — ни частично, ни полностью. Этот принцип — краеугольный камень нашего законодательства, я на него не покушался", — сказал Кехлеров.

По его словам, выступая недавно на конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики", он высказался за совершенствование российского законодательства в соответствии с международными конвенциями.

"Речь идет о том, что если совершено преступление, связанное с терроризмом, коррупцией и наркоторговлей, то должны быть приняты меры, обеспечивающие конфискацию не только незаконно нажитого, но и других доходов", — пояснил замгенпрокурора.

Он подчеркнул, что данное положение содержится в конвенции ООН "Против транснациональной организованной преступности", принятой в ноябре 2002 года.

"Согласно рекомендации, содержащейся в статье 12 указанной конвенции, "государства могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации", — отметил Кехлеров.

"К примеру, осудили человека или привлекли к уголовной ответственности за торговлю наркотиками, а у него дача, яхты, миллионные счета, — сказал Кехлеров. — Так вот, надо спросить откуда это все у него. Международное право и говорит, пусть он доказывает чистоту происхождения своих доходов".

"Потому речь идет не об отмене презумпции невиновности, а о совместных ответах международного сообщества новым вызовам. И эти новые вызовы связаны в первую очередь с актами терроризма, транснациональной организованной преступностью, наркоторговлей и коррупцией, которые угрожают всему цивилизованному миру", — отметил замгенпрокурора.

Инициатива Генпрокуратуры сразу вызвала и массу критических откликов. Представитель правительства в судах высшей инстанции Михаил Барщевский назвал эти идеи "возвращением к временам инквизиции". "Есть несколько китов, на которых стоит уголовное правосудие, и одним из таких китов является презумпция невиновности. Это не просто уголовно-процессуальная норма, это результат развития правовой мысли в течение двух тысячелетий. Может быть, имеется в виду новая правовая конструкция: новое тысячелетие — новые идеи. Я консерватор. Мне идеи инквизиции кажутся устаревшими и неактуальными, но я не могу отрицать права каждого высказывать свои идеи. За идеи у нас пока не сажают, в отставку не отправляют и даже в СМИ цитируют. Впрочем, так мы можем дойти и до того, чтобы чиновников заставили опускать руку в чан с горячим маслом: если будет ожог, то брал взятки, если нет — то чист перед законом", — заявил Михаил Барщевский. Барщевский, правда, согласился с тем, что статья 447 УПК требует изменений. "Это уже более серьезный разговор. Не отменить, а сделать механизм действенным, потому что с коррупцией реально бороться необходимо, особенно в сфере деятельности правоприменительных и судебных органов, — заявил он. — Но приравнивать судей, депутатов, прокуроров, адвокатов к рядовым гражданам нельзя".

По мнению зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова Генпрокуратура "гонится за дешевой популярностью на волне обострения борьбы с коррупцией", вместо того, чтобы заниматься реальными делами. "У Генпрокуратуры нет проблем с Госдумой при лишении недобросовестных депутатов статуса неприкосновенности.Михаил Барщевский: "Приравнивать судей, депутатов, прокуроров, адвокатов к рядовым гражданам нельзя"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить