Политологи: Делая ставку на националистов, КПРФ только потеряет

В среду в главном офисе «Интерфакса» председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и оба его зама - Иван Мельников и Владимир Кашин - поделились с журналистами планами на период избирательной кампании в Государственную Думу.

Касаясь стартовавшей думской кампании, возглавляющий предвыборный штаб КПРФ Иван Мельников отметил, что партия начинает свою избирательную кампанию в «хорошем настроении» и рассчитывает победить своих противников, лишь разъясняя российскому избирателю все преимущества коммунистической программы. «Наша партия набирает обороты, – заверил Мельников журналистов. - Идет на выборы с хорошим настроением. За нами - победа в Конституционном суде, за нами - успех в Центральной избирательной комиссии, где принято взвешенное решение по поводу формы избирательного бюллетеня. Наконец, за нами - сильные результаты на весенних региональных выборах».

Говоря о новой избирательной стратегии, Мельников отметил, что КПРФ будет делать упор на то, что она - единственная настоящая партия. «На этих выборах будет плохой протухший продукт, будет подделка, – сыронизировал первый заместитель Зюганова. - И будет естественный натуральный продукт, полезный для здоровья страны. Это и есть КПРФ. И эту разницу мы должны объяснить избирателю. Непобедимы мы будем тогда, когда сосредоточимся не на критике оппонентов, а ярко покажем свои преимущества». 

Однако для проведения полноценной избирательной кампании, как выясняется, у коммунистов нет средств. Об этом, к примеру, свидетельствует очередная и, явно, непопулярная  в партии инициатива ЦК по введению партмаксимума, который, по планам лидеров КПРФ, должен будет значительно увеличить отчисления партийцев в избирательный фонд.

Каковы реальные шансы коммунистов на предстоящих думских выборах? Кто пойдет по партийным спискам КПРФ в первую очередь? Как руководство КПРФ будет решать нехватку финансирования? На эти вопросы «Правде.Ру» ответили российские политологи:  директор департамента по связям с общественностью и СМИ Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов и профессор Международного независимого эколого-политологического университета Сергей Черняховский.

Илья  Константинов

- Результаты предстоящих парламентских выборов для КПРФ будут завесить не столько от позиции партии и ее лидеров, которые достаточно стабильны и в течение последних лет мало меняется, сколько от активности и результативности работы основных конкурентов на левом фланге. Прежде всего, от того, насколько удачно проведет свою избирательную компанию «Справедливая Россия».

Сейчас мы наблюдаем серьезный сдвиг влево позиций «справедливороссов», Миронова и ближайших его сподвижников. На предстоящих выборах они попытаются отвоевать значительную часть электората КПРФ. И думаю, что в какой-то степени им это удастся.

Есть и другие партии - «Партия социальной справедливости», которая работает на этом же поле, есть партия Семигина, которая отчасти воспроизводит левые лозунги. Поэтому результаты выборов будут зависеть не столько от активности и результативности работы самой КПРФ, сколько от того, как удачно сработают конкуренты. КПРФ идеологически представляет собой маломеняющийся объект. Из года в год Геннадий Андреевич Зюганов воспроизводит одни и те же шаблоны и лозунги, одни и те же фразы.

Мой прогноз - КПРФ может претендовать на 17-18%, вряд ли больше. Думаю, примерно такой же результат будет и у «Справедливой России». Вместе они наберут 30-35%.

В отношении предпринимаемых в КПРФ попыток привлечь националистический электорат, отмечу: с самого начала, с учредительно-восстановительного съезда КПРФ в 1992 году русский вопрос звучал и в выступлениях, и в программных документах. Русская тема звучала, и определенный уклон в сторону осторожного русского фундаментализма, даже национализма присутствовал с самого начала, поэтому это не есть какая-то новация в идеологии КПРФ.

В избирательных списках КПРФ вполне могут появиться и новые лица, но думаю, что их процент будет не велик. Опора будет сделана на традиционный состав, на старые кадры, на секретарей областных комитетов партии, на ныне действующий состав депутатов. Серьезной смены поколений не произойдет. И это не прихоть политтехнологов или партийных организаторов. КПРФ – это партия, ориентированная на электорат преклонного возраста.

Есть, конечно, и молодые коммунисты, сторонники КПРФ, но все-таки базовый электорат - люди преклонного возраста. И в силу возрастных особенностей, достаточно консервативных, в том числе и в ориентации на тех или иных политических лидеров и депутатов. Поэтому хотя бы из этих соображений КПРФ будет стремиться сохранить костяк своих кадров. Смена поколений в партии может произойти, на мой взгляд, только тогда, когда всерьез встанет вопрос об уходе Зюганова.

Говоря о проблеме с финансированием избирательной кампании КПРФ, скажу, продажа мест существует во всех партиях. Где-то больше, где-то меньше, но этого не избежал почти никто. Что касается КПРФ, насколько я знаю, такие случаи были, и может быть, они будут и в ходе новой избирательной кампании. Не думаю, что это связано с трудностями финансирования избирательной кампании. Для компартии результаты выборов не очень зависят от проведения самой избирательной кампании. Базовый электорат КПРФ, в отличие от других партий, исключительно стабилен и голосует за лейбл, а не за программу. Он голосует за само название «Коммунистическая партия РФ». Это для них представляется основной ценностью.

Какие-то программные изменения: лозунги, листовки, газеты и прочее – для базового электората КПРФ играют лишь вспомогательную роль. Они и так знают, за кого голосовать, и будут голосовать за КПРФ даже в том случае, если партия не будет проводить вообще никакой кампании, что мы несколько раз и наблюдали. Вспомните предыдущие президентские выборы, на которых КПРФ скорее имитировала избирательную кампанию, чем участвовала в ней. Тем не менее, определенный результат был.

Так же и здесь, независимо от того, сколько денег вложит партийная касса на проведение избирательной кампании, результат больше 10-12% КПРФ гарантирован. Поэтому привлечение в партсписки крупных предпринимателей, бизнесменов, финансистов связано не столько с потребностью проведения избирательной кампании, сколько вообще с общей проблемой финансирования партии в целом и ее аппарата в особенности.

Сергей Черняховский

- Если они не наделают глупостей, если возьмут 23-25 %, я не удивлюсь. 20%  - это абсолютная реальность. Однако компартии не хватает умения транслировать свои изначальные убеждения применительно к особенностям восприятия современного общества. Если бы она научилась это делать, то брала бы и по 60%.

Однако если КПРФ будет делать и дальше ставку на националистический электорат, она точно ничего не прирастит, а может и потеряет. В своё время я очень подробно анализировал это на примере цифр по выборам 1996 г., и в 2003 г. они тоже на этом потеряли. Тогда Зюганов, когда у них было 32% по опросам, говорил, что центральным вопросом компании будет русский вопрос. После этого они зависли между «социальным» и «национальным» и получили 12%.

Кто пройдет по партийным спискам? Думаю, они постараются дать больше молодежи, как-то обновить, но таким образом, чтобы не лишиться в парламенте нужных кадров. По регионам работает модель: первое место - партийный секретарь, партийный представитель. Те, кто нужен в парламенте, - на втором месте. Так делали для того, чтобы заинтересовать местного секретаря, но провести и того, кто нужен непосредственно в парламенте. Казалось, была гарантия, что в каждой региональной части пройдут по два человека.

Получилось же так, что отрезали как раз непосредственно нужных людей, функционеров,  в хорошем смысле слова. И забили фракции местными секретарями, которым надо было выбирать: либо быть в Думе, либо секретарем. Если он хочет иметь депутатский мандат, то надо идти в региональное собрание. Это создало проблемы  в текущей деятельности фракции.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить