Не нужен нам берег Суэцкий: чем выгоден Северный морской путь и как его "прорекламировать"

Особый Путь: эксперт о том, как стоит развить и "презентовать" СМП

Преимущества для России в ситуации, сложившейся в Суэцком канале, нашли эксперты Минэнерго РФ. По их мнению, "блокировка" канала может помочь в развитии потенциала Северного морского пути.

Напомним о ситуации в Суэцком канале: там развернулся, сел на мель и блокировал движение в обе стороны контейнеровоз Ever Given. На утро 29 марта известно, что судно удалось частично снять с мели (данные Bloomberg).

"Северный морской путь, сроки навигации на котором продолжают расширяться и в 2020 году достигли 9-10 месяцев, имеет высокий потенциал расширения объёмов транспортировки грузов, позволяя значительно сократить время транспортировки товаров из Азии в Европу.

Мы ожидаем дальнейшего роста поставок и исполнения поставленной президентом России Владимиром Путиным задачи по увеличению грузопотока к 2024 году до 80 млн тонн в год", — уточнили для СМИ в Минэнерго, оценивая ситуацию в канале.

Российскую нефть Urals, к слову, везут обычно по другим маршрутам, так что "пробка" практически не повлияла на поставки, заверили в министерстве.

Насколько перспективен сейчас Северный морской путь (СМП)? Интересен ли он иностранным компаниям, иностранным перевозчикам? Для читателей "Правды.Ру" рассказывает Александр Пилясов, профессор, директор Центра Экономики Севера и Арктики.

Ледокол
Ледокол "Арктика"

"Это нам приятный звонок: идём в правильном направлении"

Эксперт отмечает: шансы есть, но важно работать над развитием СМП на долгосрочную перспективу.

"Это нам приятный звонок: идём в правильном направлении, но только нужно ускорять это движение. Вот главный вывод", — уверен Пилясов.

Важно, считает эксперт, заниматься в первую очередь созданием дружественного сервиса для международного транзита. Это, в частности, подготовка выгодных условий для страховки грузов и экспедиторских фирм, работа по страхованию.

"Весь этот сервис, который традиционно уже используется в сфере перевозок, должен быть предложен в пакете и быть очень привлекательным. Вот это главное.

Разговоры идут давно, но это нужно сейчас системно и очень оперативно делать, потому что есть хорошая возможность ускорить эту работу", — напоминает Пилясов.

Особый Путь: как Россия может "презентовать" СМП

Северный морской путь, продолжает эксперт, не может претендовать на полноценную конкурентоспособность, потому что объёмы перевозок несопоставимы. Но зато у нас есть уникальные "фишки", которые можно очень неплохо прорекламировать.

"Я бы сказал, что ориентироваться надо не полноценную конкуренцию, не на то, что мы собираемся круглогодично конкурировать на равных и так далее.

Ориентироваться надо на нестандартные задачи: например, крупногабаритные грузы, которые Суэц принять не может, потому что есть ограничения по глубинам и по ширине канала в пиковые периоды.

Вот на это нужно бить. Вот это нужно сейчас развивать. Об этом мало говорят", — рассказывает Пилясов.

Автор Константин Шапров
Константин Шапров — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Редактор Нина Лебедь
Нина Лебедь — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить