Что ждет российско-китайские отношения — Алексей МАСЛОВ

Российский президент Владимир Путин провел переговоры с коллегой из Китая Си Цзиньпином. В начале встречи лидер РФ отметил, что доволен значительным увеличением товарооборота с КНР. Помимо экономических вопросов речь шла также о международных проблемах и стратегическом взаимодействии двух стран в других сферах.

Несмотря на то что за всю историю главы государств встречались больше 20 раз, три из которых — в этом году, предстоящую встречу назвали ранее событием года. Представители Москвы и Пекина сейчас говорят о беспрецедентно высоком уровне развития отношений двух стран.

Вот и перед началом переговоров Владимир Путин назвал официальный визит Си Цзиньпина в Россию "ключевым с точки зрения строительства двусторонних отношений текущего года".

В свою очередь председатель КНР заявил, что Россия и Китай настроены на наращивание взаимной поддержки и всестороннего сотрудничества для достижения реальных результатов.

Сегодня Владимир Путин вручил коллеге орден святого Андрея Первозванного.

Добавим, что накануне прошла неформальная встреча двух лидеров. Обсуждалась, в частности, ситуация в Сирии и на Корейском полуострове. Путин и Цзиньпин сошлись во мнении, что острые проблемы необходимо решать путем переговоров, а также отметили, что планируют вместе выступать против развертывания американских ПРО THAAD в Южной Корее.

Переговоры президента России и председателя КНР прокомментировал для "Правды.Ру" руководитель школы Востоковедения ВШЭ, профессор, доктор исторических наук Алексей Маслов.

— Какие темы в повестке можно считать приоритетными? Были приняты поворотные решения?

— Какой из визитов самый главный, сказать сложно. Потому что все три визита в этом году отличает большая деловая и событийная наполненность, серьезная повестка. Одна из особенностей нынешнего этапа российско-китайских отношений в том, что при встречах стали обсуждать очень конкретные вопросы; по сути дела, каждый визит посвящен не столько декларативным вещам, сколько конкретному блоку. Это говорит о том, что страны решили пойти на значительно более тесное сотрудничество.

В этот раз обсуждалось три, на мой взгляд, главных аспекта. Конечно же, это подтверждение, а самое главное, сравнение позиций по сирийскому вопросу, они сейчас полностью совпадают.

Очень важная тема по северокорейскому вопросу. По сути, дальше подвешивать этот вопрос невозможно. США рвутся в бой и очень хотят сделать региональный военный конфликт в этом месте, прежде всего в Восточной Азии. Это нарушит баланс сил и для России и для Китая. Очень важно, что Россия и Китай договариваются о том, что конфликт может быть решен только дипломатическими или политическими методами. Очень важно то, что Россия предложила серьезную дорожную карту, что все будем решать поэтапно и вступим в диалог.

Здесь, на мой взгляд, важным аспектом является то, что долгое время голос России в северокорейской проблеме не звучал активно. Россия всегда была за решение проблемы только мирными методами, но при этом не предлагала какого-то целостного плана. На этот раз Россия предлагает целостный план. Судя по всему, Китай его поддерживает, имеет место поэтапное продвижение вперед; это, на мой взгляд, очень важно. Наши две страны могут, по крайней мере, попытаться решить эту серьезную проблему.

И третий аспект — это аспект расширения экономического взаимодействия. Он стал традиционным, но проблема заключается в том, что у нас не так много совместных проектов, которые реально работают. И хотя сейчас обе стороны декларируют контракты на сумму более 10 миллиардов долларов, очень важно посмотреть, речь идет все-таки о контрактах, как сейчас пишут, или это только протоколы намерений, как принято между двумя сторонами. В любом случае, цифра хорошая, но я напомню, что она не самая большая. У нас были визиты, когда и на большую сумму заключались протоколы намерений, а с места мало что сдвигалось. Но хорошо, что страны ищут конкретику в отношениях.

— Наше сближение с Китаем для США поперек горла. Есть мнение, что через нашу оппозицию разжигать будут вопрос в таком ключе: зачем Путин отдал острова Китаю? Пока Китай не заявит внятно, что Крым, Аляска и Арктика — российские, он (Китай) не заслуживает никаких островов.

— Безусловно, сегодня надо понимать, что этого много кто хочет, не только со стороны США хотят разжечь некую вражду между Россией и Китаем. Дело в том, что и в Китае сегодня есть горячие головы. Более того, Китай сам по себе пытается стоять на позиции равной удаленности и от России, и от США, и пытается играть на противоречиях. То есть Китай решает свои личные проблемы, в том числе с национальной точки зрения.

А вот позиция Путина тоже, на мой взгляд, понятна, потому что нам сейчас надо отбросить шелуху во взаимоотношениях. Те вещи, которые, казалось бы, мелочь, но они мешают дальнейшим шагам. Ведь и в сторону России со стороны Китая нередко рождаются такие слова, и на конференции, и в ходе переговоров, что Россия, с одной стороны, хочет расширить взаимодействие в области торгово-экономических отношений, а с другой стороны, ведет себя неконструктивно: то тут, то там позицию Китая не признает. Хорошо, что сейчас Россия отбрасывает эту мелочь, пускай теперь и Китай тоже озаботится тем, чтобы расширить допуск российских товаров на китайские рынки, чтобы снять таможенные барьеры. И обозначить четко свои солидарные с нами позиции.

— В связи с визитом вновь возникла тема "пандовой дипломатии". Бытует мнение, что для китайцев — это крайне важный и принципиальный вопрос. Якобы панд они дарят только подлинным стратегическим партнерам. России не подарили, а вот в Берлине целый сад панд появился. И Си Цзиньпин вместе с Ангелой Меркель будут на открытии. "Пятая колонна" с удовольствием эту тему на форумах и соцсетях обсудит. Почему нам не подарили? Значит ли это, что у них злой умысел?

— Дело в том, что "пандовая дипломатия" была популярна в 90-е годы, это пережиток прошлого. Тогда было важно таким образом показать, к кому Китай хорошо относится. Просто начал как раз эту пандовую дипломатию Си Цзиньпин. Но не надо ей уделять так много внимания. Мы вообще склонны акцентировать внимание на тех вещах, которые не являются для Китая сущностными. Китай нас только заставляет верить, что это якобы для них особая символика.

Лучше нам отбросить всякую "пандовую дипломатию" и посмотреть на объем капиталовложений. Тогда мы увидим страны, в которые Китай в огромных количествах вкладывает деньги; например, страны Центральной Европы или Индонезию — и при этом никаких панд они туда не дарили.

Не надо нам участвовать в какой-то китайской смешной игре. Мы не должны на каждый китайский символический жест так болезненно реагировать, пусть Китай нам сейчас и кредитор. Надо как можно меньше заниматься такими непрофессиональными рассуждениями, потому что сегодня именно непрофессиональные подходы вредят российско-китайским отношениям в гораздо большей степени, чем реальные политические отношения.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить