Ремизов: Региональные власти должны быть заинтересованы в расширении собственной налоговой базы

Политолог Михаил Ремизов считает, что заявление президента РФ о перераспределении части бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов, положительно скажется на их социально-экономическом положении.

Выступая на заседании президиума Государственного совета в Хабаровске, посвящённом теме повышения роли регионов в модернизации экономики России, президент России Дмитрий Медведев заявил, что распределение бюджетных ресурсов должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов. "Я абсолютно согласен... что нам нужна понятная и прозрачная система финансовых стимулов, и ввести их нужно и можно прежде всего через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между отдельными ветвями власти", - сказал президент.

Глава государства уверен, что российская модернизация, модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идёт из центра, и должна опираться на активность граждан и на местные региональные инициативы. "Именно на местах, а не в Москве формируется инвестиционный климат и транспортная составляющая, инжиниринговая составляющая, социальная инфраструктура", - сказал президент.

"Депрессивность российской провинции - одно из важнейших проявлений социального неравенства в нашей стране и одно из ограничений для экономического роста. Экономическое развитие невозможно полностью запроектировать из центра, и поэтому необходимо создать региональные штабы модернизации, потому что и возможности, и потребности регионов в смысле экономического развития весьма и весьма различны. И логически необходимо, чтобы региональные власти были штабами модернизации в своих регионах", - считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

По его мнению, для этого нужно сделать две вещи: дать им политические и финансово-бюджетные стимулы.

"Что касается политических стимулов, то президент сказал, что одним из важнейших параметров оценки эффективности губернатора должно быть выполнение согласованной стратегии экономического развития региона. Причём стратегии, которые представляют собой не просто благие пожелания, а которые оснащены вполне конкретными, измеримыми индикаторами, связанными с конкретными проектами финансирования при поддержке федерального центра. И такие проекты в основном ещё предстоит разработать, утвердить и принять к реализации", - пояснил он.

Что касается второго пункта, то, как отмечает эксперт, сегодня губернаторы зачастую финансово-бюджетных стимулов либо лишены, либо эти стимулы присутствуют в недостаточной мере, поскольку та налоговая база, которая в регионе собирается, в основном уходит в федеральный центр. "Соответственно, губернатор не заинтересован в её расширении. А из федерального центра деньги возвращаются в виде субсидий, межбюджетных трансфертов и т.д. То есть объем, в котором вернутся деньги, зависит не от объёма экономики региона, а от лоббистского веса данного конкретного губернатора", - считает М. Ремизов.

"Всё это создает искажённую систему стимулов, которую необходимо изменить. Необходимо создать ситуацию, при которой региональные власти будут жизненно заинтересованы в расширении собственной налоговой базы. И для этого налоговая база должна быть существенным образом перераспределена в пользу регионов и муниципалитетов, которые сегодня загружены полномочиями, под которые у них элементарно нет средств. Об этом уже раньше президент говорил в контексте децентрализации, и сегодня, на мой взгляд, это должно переходить в плоскость практических решений", - подчеркнул М. Ремизов.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить