«Единая Россия» готовит преемника Медведева

«Единая Россия» намерена оставаться правящей партией как минимум до 2020 года, об этом свидетельствуют ее слова и действия, сказанные и сделанные в течение недели перед съездом 14–15 апреля. Партия озаботилась лидерством, долгосрочной программой, внутренней структурой и кадровой политикой. При этом о кардинальной смене лиц речь не идет: у партии большинства к обновлению другой подход.

Было бы странно, если бы партия, располагающая конституционным большинством в парламенте и выдвинувшая победоносного кандидата на президентских выборах, накануне своего очередного съезда вела себя тихо и незаметно. Странностей не случилось.

Тон задал председатель ЕР (он же спикер Госдумы) Борис Грызлов. Еще в понедельник он рассказал, что единороссы рассчитывают заполучить в качестве своего официального лидера президента-«дембеля» Владимира Путина. Тем самым Грызлов и его товарищи оправдали прогнозы аналитиков, хотя так и не заручились согласием самого Путина.

Далее общественности был предъявлен неортодоксальный порядок предстоящего съезда, значительная часть которого пройдет в режиме открытой дискуссии. Учитывая, что мы все уже привыкли к тому, что съезды ЕР напоминают либо советские партхозактивы, либо американские предвыборные «ралли», решение действительно небанальное.

В среду партия вернулась к вопросу о «крыльях», поднимавшемуся пару лет назад, но снятому с повестки дня Борисом Грызловым («Медведю крылья не нужны», – сказал тогда спикер). И нашла компромисс: внутрипартийных фракций не будет, но будет система партклубов.

Ну а в четверг партийная программа прошла апробацию в ходе экспертной дискуссии, состоявшейся в Фонде эффективной политики. Политики и политологи сошлись на том, что ЕР может и должна стать главным субъектом политического развития страны.

При этом стоит обратить внимание на характерную деталь: основными партийными спикерами все чаще становятся молодые политики, многие из которых только в декабре прошлого года взошли на парламентский олимп.

Интерес к молодежи для «Единой России» не такое уж и новшество. В 2003–2007 годах партия весьма активно вовлекала молодых людей в свою деятельность – через программы подготовки кадров, через молодежные движения, наконец, через включение в партийные списки кандидатов на выборах различных уровней. Большая группа политиков в возрасте до 30 лет пришла в Госдуму. И многие из них сразу стали играть заметную роль как в партии, так и в парламенте.

При этом вряд ли можно говорить о том, что в ЕР произошла (или происходит) существенная смена лиц, в процессе которой на места старших приходят младшие. Среди тех, кто представляет партию, заметное место по-прежнему занимают и такие политические аксакалы, как Юрий Лужков или Минтимер Шаймиев.

На сегодня в руководстве ЕР представлены главным образом три поколения: пятидесятилетние (Борис Грызлов, Олег Морозов, Сергей Шойгу и др.), сорокалетние (Вячеслав Володин, Владимир Груздев, Андрей Исаев и т.д.) и тридцатилетние (Андрей Воробьев, Светлана Журова, Игорь Игошин и т.п.). В Думе текущего созыва появились депутаты, которым 30 в лучшем случае только что исполнилось, и сразу довольно громко заявили о себе: Сергей Белоконев, Максим Мищенко, Роберт Шлегель…

Партия не меньше, чем ее неформальный лидер Владимир Путин, озабочена проблемой преемства. И уже сейчас думает не только о том, по какому плану жить до 2020 года, но и кому вручить бразды через 12 лет. Намерение, свидетельствующее не только о больших амбициях сегодняшней правящей партии, но и о ее стремлении соответствовать заявленному уровню ответственности.

Об этом пишет Взгляд.


Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить