Зачем либералу портрет Гитлера под подушкой?

Обжегшись на молоке, представители либеральной оппозиции даже не пытаются дуть на воду. Неудачный опыт сотрудничества с Лимоновым и его запрещенным НБП в рамках "Стратегии-31" показал бесперспективность и опасность таких союзов, однако либералы с энтузиазмом ищут новых союзников среди представителей запрещенных экстремистских националистических организаций. Зачем? На этот вопрос пытается ответить газета "Известия".

В последнее время некоторые лидеры либеральной оппозиции открыто говорят о возможности и необходимости совместных действий с представителями ультраправого лагеря. Политик Борис Немцов премило беседует в СИЗО с активистом ДПНИ Владимиром Тором. "Мы нормально с ним разговаривали. Мы могли бы нормально с ним дискутировать в парламенте. Вот если бы у нас была цивилизованная страна, то в парламенте была бы и демократическая позиция, и либеральная, и националисты, и левые", - заявил Немцов после беседы с человеком, который, комментируя вынесение приговора убийцам адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасии Бабуровой, сказал: "Ну что посоветовать судейским, прокурорским, следакам и прочим гестаповцам? Привет Чувашову передавайте, если чо...". "Если чо", то Эдуард Чувашов - это судья, который за свою принципиальность был приговорен наци к смерти.

"Российские либералы в последние 20 лет проиграли национальную повестку дня", а потому "необходим в целом либеральный национальный проект для России", поддакивает своему коллеге по Партии народной свободы руководитель движения "Демократический выбор" Владимир Милов.

И даже демократическая партия "Яблоко" не избежала соблазна приобщиться к созданию национал-либеральной коалиции, попытавшись "возглавить" акцию радикальной части футбольных фанатов памяти убитого Егора Свиридова. Примечательно, что еще несколько лет назад именно из "Яблока" за симпатии к националистам был изгнан известный ныне блогер Алексей Навальный, отстаивающий с тех пор идею национал-демократии.

Алексей Навальный в своем недавнем интервью журналу The New Times заявил, что "ходил и будет ходить на "Русские марши". Что и делает - вне зависимости от того, легальные это "марши" или нет. Между тем основными участниками одного из последних таких мероприятий, которое посетил Навальный, были такие ныне запрещенные националистические движения, как "Славянский союз" неонациста Дмитрия Демушкина, "Движение против нелегальной эмиграции" условно осужденного за беспорядки в Кондопоге Александра Поткина (Белова), "квачковцы" - сторонники общественного деятеля Владимира Квачкова, подозревавшегося в покушении на главу "Роснано" Анатолия Чубайса, а в прошлом декабре после оправдательного приговора вновь арестованного по обвинению в подготовке вооруженного мятежа и терроризме. Там же - последователи лидера запрещенной Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. "Партайгеноссе, товарищи по партии, друзья! Пусть вас вдохновляют исторические примеры: история партии большевиков, история итальянских фашистов, германских национал-социалистов. Они - смогли, сможем и мы" - так вдохновлял соратников тогда еще вождь НБП.

Первую легальную попытку объединить националистов и либералов Навальный предпринимает в 2008 году, создав общественно-политическое движение НАРОД, идеологической платформой которого был объявлен "просвещенный национализм".

Тогда же в прессе активно обсуждались его связи с националистическими организациями - незарегистрированной партией "Великая Россия" и ДПНИ. "Да, действительно, я утверждаю, что только отказ от тупиковой, узколобой леволиберальной идеологии и переход к созданию национально-демократического движения может стать путем возрождения демдвижения", - заявляет Навальный Агентству политических новостей.

"Возрождать" демдвижение Навальный планирует вместе с основателем запрещенного "Славянского союза" Дмитрием Демушкиным, который, с одной стороны, называл оправданными сталинские репрессии относительно малых народов, а с другой - открыто называл своим учителем в национальном вопросе Гитлера. А также с тогдашним лидером ДПНИ Александром Поткиным, как-то "пошутившим", что для вступления в его организацию "достаточно принести ухо одного таджика - и можно вступать".

Навальный использует все имеющиеся у него возможности для промоушена своих новых друзей. В 2007 году ультранаци согласились сняться в его ток-шоу "Только ночью" на ТВЦ. На программу пришли скинхеды Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак, впоследствии осужденный за экстремистскую деятельность, и Дмитрий Румянцев с группой поддержки. В процессе съемки гости минут десять кричали со вскинутыми руками фашистские заклинания "Хайль Гитлер!", "Будем резать черных!", "Россия без пархатых!". Запись в эфир не выпустили, а программу закрыли, пишет издание.

Безусловно, что далеко не все сторонники либеральной модели развития гражданского общества в России разделяли точку зрения Навального. Одна из основателей Информационно-аналитического центра "Сова" Галина Кожевникова, беседуя с Навальным на тему искусственного сближения двух идеологий, сказала: "Под националистическими лозунгами вы не выиграете. ДПНИ и другие организации склонны пожирать своих соратников, более слабых. Мне кажется, вас просто съедят". И, как оказалось, была права.

История с убийством адвоката Станислава Маркелова и журналиста "Новой газеты" Анастасией Бабуровой людьми с неонацистскими взглядами должна была бы показать, что разговоры о "просвещенном национализме" могут существовать только в теории. Практика же показывает, что перевоспитать, переубедить волков невозможно, они всегда будут смотреть в сторону леса.

"Складывается парадоксальная ситуация, - считает директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, - когда часть людей с псевдолиберальным мировоззрением для того, чтобы дестабилизировать политическую ситуацию, готова создавать коалиции с радикальными националистами, а другая целенаправленно заигрывает с радикальными антифашистами, которые организовали нападение на администрацию Химок. Это совершенно беспринципная позиция. Они готовы заключать союзы с кем угодно, лишь бы нанести ущерб власти". По словам Григорьева, антифашисты или красные скинхеды, громившие Химки, мало чем отличались от тех, кто громил Манежную площадь: "Власть должна одинаково защищать общество и от тех, и от других - вне зависимости от их взглядов".

В качестве примера "Известия" приводят всю ту же историю с Маркеловым и Бабуровой, убийство которых отечественные спецслужбы и правоохранительные раскрыли в кратчайшие сроки, а обвиняемые - Никита Тихонов и Евгения Хасис - были приговорены к пожизненному заключению и 18 годам колонии соответственно. По ходу расследования друг Тихонова и один из лидеров националистического движения "Русский образ" Илья Горячев в своих показаниях рассказал о некоем Симунине, который представлялся "куратором движения "Местные" от администрации президента". На этом основании некоторые либерально ориентированные СМИ поспешили сделать вывод о "сотрудничестве" власти и экстремистских группировок.

Впрочем, эти предположения не получили какого-либо подтверждения. В движении "Местные" заявили, что ни о каком "Симунине из администрации президента" не слышали и с "Русским образом" не сотрудничали. Аналогичное заявление сделали и... представители "Русского образа", поскольку местоположение Горячева к этому времени уже было неизвестным, а нести ответственность за его слова там явно никто желанием не горел. Ну и самым значимым оказалось, естественно, опровержение администрации президента, которая ответила: никакой Симунин, кем бы он кому ни представлялся, на службе в АП никогда не числился.

По мнению экспертов, людей, которые называют себя сотрудниками тех или иных госструктур без всяких на то оснований, можно встретить где угодно. И делать на этом основании выводы о якобы имеющем место сотрудничестве власти и националистов абсолютно нелепо.

"Здесь уже работают спецслужбы, в том числе и методом создания агентурных позиций", - утверждает заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. "Это полный абсурд, когда они говорят, что власть с ними заигрывает, да еще и в администрации президента. С кем заигрывать? С недоумками с одной мозговой извилиной? О чем можно говорить? Власть с ними борется. Все националистические группировки состоят на учете. С ними ведется серьезная оперативная работа, в том числе и силами ФСБ", - продолжает мысль коллеги член комитета ГД по безопасности Александр Гуров. "Защищая общество, государство, все спецслужбы, наделенные правом оперативно-розыскной деятельности, используют непубликуемые, закрытые формы работы, источники информации для того, чтобы не допустить серьезных последствий. Без этого бывает иногда невозможно пресечь экстремистские проявления. Это законный способ получения информации", - поясняет ректор Института права, полковник милиции в отставке Владимир Вершков.

О результатах деятельности правоохранителей можно судить по криминальным новостям и снижающейся динамике совершения преступлений на почве межнациональных противоречий. Это и задержания подозреваемых в организации беспорядков 11 декабря на Манежной площади активистов запрещенной Национал-большевистской партии; и многочисленные приговоры членам организаций скинхедов и так называемая "антифа", в том числе вышеупомянутый приговор убийцам Маркелова и Бабуровой. Перечислять судебные процессы, главными героями которых стали борцы за чистоту арийской расы, можно бесконечно долго. И во всех этих процессах, как в зеркале, можно увидеть собирательный образ националистического подполья, с которыми пытаются взаимодействовать представители либеральной оппозиции.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объясняет столь странную тягу либералов к нацистам стремлением дестабилизировать ситуацию в стране. "Они (либералы) давно взяли лозунг Ленина на вооружение - чем хуже, тем лучше. Поэтому их главная задача - любым путем ситуацию дошатать. И чем ближе к революции, тем лучше. Они-то как раз прекрасно понимают, к чему ведут заигрывания с ультраправыми, и они сознательно это делают. Потому что любые события уровня Манежной повышают градус напряженности в стране. И им это нужно. Потому что они прекрасно понимают, что власть в стране они на любых выборах - самых честных-пречестных - не получат никогда. Сегодня они еще говорят: мы готовы в выборах участвовать, но завтра они прямо скажут: нет, все, давайте переходить к демонтажу режима любым путем, вплоть до мятежей с участием ультраправых", - цитирует политолога "Общая газета".

"К сожалению, об этом очень мало говорят - немногие правозащитники высказываются относительно недопустимости альянса демократов и неонацистов, людей, исповедующих ксенофобскую, расистскую идеологию", - говорит в интервью "Ньюсинфо" директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. По его мнению, "демократические силы ввиду своей слабости, оторванности от народа, зачастую маргинальности ищут себе искусственные подпорки в виде групп, чья идеология может находить сторонников в обществе". Однако, считает эксперт, "на самом деле они теряют свой вес в глазах интеллигенции, думающих, образованных людей, понимающих, что сотрудничество с ксенофобами, с неонацистами, с национал-радикалами ни к чему хорошему не приводит".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить