Андрей Сахаров: Необходимы столетия, чтобы изжить психологию крепостничества

3 марта, исполняется 150 лет со дня отмены в России крепостного права. Несмотря на столь внушительный срок в умах многих россиян наследие крепостного права до сих пор не преодолено. Так считает директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Андрей Сахаров.

— 150 лет для страны, для народа, для эпохи — это очень мало. Необходимы столетия, чтобы менять психологию людей. Жизнь меняется достаточно быстро, экономика, политика, но сознание меняется очень медленно. Об этом говорили очень многие известные люди, в том числе и так называемые классики марксизма, что сознание человеческое всегда отстает. И в этом смысле 150 лет это очень короткий период — всего несколько поколений, которые еще сохраняют в себе генетику крепостничества, унижения, принижения человека, барства с одной стороны и рабства с другой.

Не случайно Лермонтов писал: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…", это умные люди, и Пушкин об этом писал. Это не значит, что народ наш плохой. Он и работящий, и талантливый, массу вещей хороших можно наговорить о пути народа, о его самоотверженности, патриотизме. Но дело все в том, что плиты крепостного права губили душу народа, придавливали, развращали его, делали людей недееспособными, неинициативными.

Хотя надо иметь ввиду, что это не весь народ. Север, Сибирь, Придонье, Юг — все это было свободно от крепостного права. Это великорусская часть, о которой писал Бунин в свое время "В деревне" и в другие своих повестях и рассказах, Глеб Успенский и другие наши замечательные писатели показывает эту черту, которая отрицательно влияли на все сознание, на всю историю. И когда произошла революция 1917 года, то мало что изменилось, потому что на смену одним стереотипам подчинения пришли другие стереотипы.

Во многих развитых странах это изживалось в течение столетий. Крепостное право во Франции изживалось с 14 века, в Англии с 15 века, даже в Пруссии, которая была оплотом консерватизма, в начале 19 века крепостное право пало. В Прибалтике даже в рамках России крепостное право, практически личное право господина на крестьянина исчезло в начале, в первые десятилетий 19 века. У нас же все это запоздало.

Я думаю, что это имеет огромное значение для психики народа, для его сознания, для истории. Это должно изживаться на путях демократизации гражданского общества, прав и свобод людей, неукоснительно и постоянно и ежедневно.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить