Волков: опросы на сайтах не отражают мнения населения страны

Опросы, которые проводятся на интернет-сайтах, не отражают мнения населения страны в целом, заявил "Правде.Ру" пресс-секретарь Левада-центра Денис Волков.

На сайтах многих изданий регулярно проводятся опросы на самые разные темы. Как средство коммуникации с посетителями сайта подобная практика весьма распространена. Другое дело, что порой подобные опросы используют для каких-то глобальных выводов.

Нечто подобное можно было наблюдать во вторник, когда некоторые издания сообщили об опросе, который был на днях проведен на сайте радиостанции "Эхо Москвы". У слушателей радиостанции и посетителей сайта выясняли, насколько распространено желание покинуть Россию. Таковых набралось 71,1 процента (из более чем десяти тысяч проголосовавших на сайте). Части участников опроса звонили по телефону. Их, правда, было значительно меньше, чем посетителей сайта "Эха" - чуть более 700 человек. Среди них желание покинуть страну высказали 82 процента.

Естественно, в некоторых изданиях и блогах тут же появились сообщения о 72 процентах жителей России, желающих покинуть страну.

О том, что такие опросы не имеют ничего общего с опросами, которые проводят социологические службы, говорилось неоднократно. Что, однако, не мешает регулярно ссылаться на их данные даже вполне солидным изданиям и информационным агентствам.

"Нужно смотреть, где проводится этот опрос. Левада-центр, ФОМ (Фонд "Общественное мнение") и другие социологические центры обычно проводят опросы по репрезентативной всероссийской выборке, если не идет речь о каких-то городских опросах", - сказал "Правде.Ру" пресс-секретарь Левада-центра Денис Волков.

 "Соцопрос отражает структуру населения страны в целом или города - в зависимости от того, где проводится опрос. Например, по результатам переписи берется информация о структуре населения и сама совокупность отражает эту структуру  населения. В такой опрос попадают жители крупных и малых городов, села. Также он репрезентативен и по возрасту - есть люди молодого, зрелого и старших возрастов. Такая совокупность респондентов этого опроса отражает структуру населения. И поэтому результаты такого опроса можно транслировать как мнение населения в целом. Но надо всегда смотреть на то, пишут или нет, что опрос репрезентативен. Если да, то можно распространять на население в целом", - пояснил Денис Волков.

Он отметил, что в опросах, которые проводятся на сайтах, подобных SuperJob, "нигде не написано, опрос репрезентативен для населения страны". 

"То есть насколько я понимаю их процедуру, описанную на сайте, то посетители (этого сайта) отобраны таким способом, что они отражают и по возрасту, и по географии население страны. Но интернетом пользуется 30 процентов населения более-менее регулярно. То есть сразу отсеиваются 70 процентов населения, которые им не пользуются. А это все-таки люди другой культуры, других привычек, другого образа жизни. Фактически большая часть страны отсекается", - отметил пресс-секретарь Левада-центра.

"Другое дело, есть еще опросы, которые проводятся на сайтах (интернет-изданий и развлекательных). Во-первых, в них  принимает участие аудитория только этого сайта, кто туда зашел. Но и то не вся, а только те, кто решил принять участие в голосовании, кого заинтересовал этот опрос и кто нажал на кнопку. в этом смысле такие опросы не отражают даже аудиторию самого сайта, не отражают аудиторию интернета и тем более не отражают мнение населения (страны) в целом", - сказал он.

"Надо смотреть, репрезентативен опрос или не репрезентативен. Если компания претендует на то, чтобы отражать мнение населения (страны) в целом, но нигде не пишет, что опрос репрезентативен, то уже речь идет о том, что нельзя переносить эти данные на страну в целом. Они даже не пишут об этом и очень аккуратно вводят в заблуждение", - сказал Денис Волков.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить