Эксперт Human Rights Watch сравнила действия ОДД "Солидарность" с практикой тех, кто призывает к расправам над правозащитниками

Локшина: в случае с Боровковой оппозиция начала "очень дурную, очень неверную" практику

Эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина полагает, что внесистемные оппозиционеры вторглись в частную жизнь судьи Боровковой, организовав против нее своеобразное преследование - в том числе, разгласив ее домашний адрес. Правозащитник сравнила эту ситуацию с публикацией в сети адресов антифашистов, или с угрозами, которые поступали известным деятелям гражданского общества и правозащитникам.

Напомним, что ранее в блоге члена московского политсовета движения "Солидарность" появился репортаж об акции, проведенной по месту жительства и по месту работы судьи, приговорившей в начале января Бориса Немцова к 15 суткам административного ареста. Запись с интернет-дневнике гласила: "Сегодня утром по месту проживания (... домашний адрес - ред.) и по месту работы... судьи мирового суда Тверского района Боровковой Ольги Юрьевны оппозиционеры расклеили плакаты с риторическим вопросом: "Есть ли совесть у судьи Боровковой?" "По словам участников акции, - сообщается также в блоге, - узнать место проживания госпожи Боровковой "стоило нескольких бессонных ночей".

Запись содержит также фоторепортаж, из которого видно, что оппозиционные активисты оклеили плакатами с фотографией судьи и сопроводительным текстом ее подъезд, дом, окрестные улицы.

Прокомментировать эту ситуацию "Правда.Ру" попросила эксперта правозащитной организации Human Rights Watch Татьяну Локшину.

"Давайте начнем с того, что арест господина Немцова наша организация считает неправомерным, - сказала Татьяна Локшина. - Для нас то, что произошло с Немцовым, это явное нарушение свободы собраний".

"Что касается данной акции, - продолжает правозащитник, - Мне кажется, что активисты, которые ее осуществляют, наверное, лучше бы озадачились не личностью конкретного судьи, а в принципе ситуацией со свободой собраний и с независимым правосудием в нашей стране".

"На чисто человеческом уровне, - продолжает Локшина, - мне кажется, что нападки на отдельного судью, - как на судью Боровкову, так и на судью, который занимается делом Ходорковского, - они просто не принесут никакого результата с точки зрения общей ситуации. Судья уже принял решение. Решение неправомерно, решение нужно оспаривать - существующими законными путями. Вплоть до Европейского суда, что сейчас и происходит по делу Немцова".

"А оклеивать двор, квартал, подъезд - меня это смущает. То, что оклеивают по месту жительства - смущает. Потому, что все-таки это частная жизнь судьи. С одной стороны делу это пользы не принесет, с другой стороны, судья может начать жаловаться на то, что на нее оказывается давление. Она, в конце-концов, при том, что плакаты у нее в подъезде, может расценить это как запугивание", - говорит правозащитник.

Читайте также: Брод: оппозиция нарушила права судьи Боровковой

"Хочу сказать, что публиковать в свободном доступе адрес частного лица - очень дурная, очень неверная практика. И, в конце-концов, когда это делают активисты, возмущающиеся тем, что адреса антифашистских деятелей публикуются в интернете, и таким образом их безопасность ставится под угрозу, - они могли бы все-таки немножко призадуматься". - полагает Татьяна Локшина.

"Да, конечно, в отличие от публикации адресов гражданских деятелей, известных правозащитников, таких, как Сергей Адамович Ковалев или Светлана Алексеевна Ганнушкина, здесь призыв скорее к совести судьи. Никаких угроз насилия не наблюдается. Но с другой стороны, может ли судья это воспринять как давление? Может ли конкретный человек просто обеспокоиться тем, что опубликован его адрес? Да, безусловно, у него на это есть все основания", - уверена правозащитница.

"А потом - судья, она же занимается и другими делами. Возможно, есть какие-то нехорошие люди, у которых к этой конкретной судье есть претензии... И эти люди могут не самым лучшим образом этим адресом воспользоваться... Мне вообще кажется, что любой человек, который такие вещи делает, он должен в первую очередь задуматься о следующем: хотел бы он собственный адрес увидеть в Интернете? Вот я, например, очень не хотела бы. Мне кажется, что распространение в интернете адреса, частного адреса судьи, частного адреса человека - да, безусловно, это вторжение в частную жизнь"

"В данном случае это происходит по отношению к судье, - говорит Татьяна Локшина. - Такие же вещи на уровне угроз, причем страшных угроз, многократно происходили в отношении самых разных представителей гражданского общества, и как правило власти этим особенно не занимались. В случае той же самой Светланы Алексеевны Ганнушкиной были прямые призывы к убийству. И она подавала соответствующие жалобы, и никакого результата это не дало. И я бы добавила, что если так сложится, что судья Боровкова будет жаловаться на эту акцию, и ее жалобе дадут ход, и даже кого-то найдут из людей, которые этим занимались, и эти люди будут наказаны, то у меня возникнет вопрос - а почему ничего подобного не произошло, когда речь шла не о судье, а о таком замечательном человеке, как Светлана Алексеевна Ганнушкина и ряде других моих российских коллег?"

Читайте также: Костина: кампания по давлению на судей - безобразие

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *