Дмитриева: для повышения пенсионного возраста нет оснований

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева полагает, что в России нет никаких оснований для повышения пенсионного возраста.

Во вторник в ходе интервью телеканалу "Россия 24" заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин заявил, что вопрос о повышении пенсионного возраста нельзя рассматривать раньше 2030 года. И повышение это должно быть максимально плавным — прибавка по месяцу-два в год.

С просьбой прокомментировать перспективы повышения пенсионного возраста в России "Правда.Ру" обратилась к депутату Госдумы Оксане Дмитриевой (фракция "Справедливая Россия"). Вот что она сказала нашему изданию:

— Я полагаю, что для повышения пенсионного возраста нет никаких оснований в России — ни демографических, ни экономических, ни социальных.

Первое — демографические основания. Вообще в мире принято, что возраст выхода на пенсию существенно ниже, чем ожидаемая продолжительность жизни. И не может пенсионный возраст быть выше, чем ожидаемая продолжительность жизни. Это означает, что человек на пенсии вообще не живет.

В некоторых странах сейчас (идет) повышение пенсионного возраста. Они (это) связывают — хотя я тоже не считаю это целесообразным — с увеличением продолжительности жизни и периода, который граждане европейских стран находятся на пенсии. Объяснение следующее: они столько лет еще активны и могут работать, но уже оправлены на пенсию.

Читайте также: К повышению пенсионного возраста приступят не ранее 2030 года

Все пенсионные системы в Европе и США были установлены где-то в 50-60-е годы после Второй мировой войны, в период всеобщего благоденствия, развитие всех социальных программ было принято в эти годы. Но в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за эти 50 лет продолжительность жизни выросла на 18 лет. А в России она упала по сравнению с 1960 годом, особенно у мужчин. То есть у нас продолжительность жизни ниже, чем 50 лет назад.

Поэтому какие у нас основания? Демографических — абсолютно никаких.

Второе — нет экономических причин. Дыру в Пенсионном фонде это все равно не заткнет. Дыра вызвана совершенно другими причинами. В частности, переходом к накопительной пенсионной системе, что отвлекает достаточно большое количество средств. И регрессивная шкала по социальным взносам, когда богатые у нас в процентном отношении платят существенно меньше, чем бедные.

Третье — нет социальных причин. У нас нет достаточного количества рабочих мест для людей пожилого возраста. Если мы заставим их работать, то где будут рабочие места для молодых?

Часто звучит идея по поводу повышения пенсионного возраста для женщин. При этом совершенно непонятно отсутствие адекватной оценки того, что выполняют женщины пенсионного возраста от 55 лет и дальше. Они работают вместо несуществующих детских садов, которых у нас в два раза меньше потребностей. Они выполняют функцию несуществующих школьных автобусов. Они выполняют функцию несуществующих адекватных медицинских учреждений. Они выполняют работу за несуществующие школы полного дня, досуг. Они работают за несуществующие дома престарелых, так как ухаживают за своими более престарелыми родителями. Если женщине 55 лет, к примеру, то ее родителям, если они живы, под 80 или за 80. И то же самое — родители мужа. И вообще, треть женщин переживает своих мужей в нашей стране, так что они ухаживают еще и за родителями покойного мужа.

Нужно четко понимать, какова у нас ситуация и кто будет выполнять эти все функции.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить