В Чукотском море нашли "тропические сады"

Экспедиция Национального научного центра морской биологии в Чукотском море обнаружила районы бурной жизнедеятельности морских придонных организмов. Ранее же считалось, что в таком холодном бассейне подводная жизнь бедна и не отличается разнообразием.

"Это значительно превосходит все оценки, известные для этого района. Нас просто поразило изобилие жизненных форм — губок, морских звезд, актиний. Это настоящие сады, не хуже, чем в тропических водах. Мы встретили целые поля мелких крабов", — рассказал ТАСС руководитель экспедиции Вячеслав Одинцов.

Еще одним открытием стало то, что граница между придонными водами с отрицательными и положительными температурами в настоящее время проходит юго-восточнее, чем это было определено в 1935 году во время экспедиции ледокола "Красин". Ученые считают, что данная тенденция может быть связана с глобальным потеплением.

Отметим, за последние годы были открыты сотни новых видов, которые в перспективе могут стать источниками новых лекарств и продуктов питания. Научные наблюдения показывают, что за последние десятилетия мировой океан все более и более активно заселяется различными микроорганизмами. В результате образуется и растет планктон, который является пищей для многих морских жителей. Не исключено, что всему виной происходящие на Земле глобальные изменения климата.

Россия является обладательницей значительных ресурсов планктона подо льдами Арктики. Экспедиция, пробившая метровый слой льда на нашем Севере, обнаружила там богатейшие залежи фитопланктона, превосходящие по количеству запасы, найденные во всех остальных регионах планеты, вместе взятые.

Ранее ученые считали, что фитопланктон разрастается в Северном Ледовитом Океане только в летний период, когда морской лед начинает отступать. Теперь точка зрения изменилась. По мнению биологов, арктический лед стал тоньше, чем столетие назад. В результате солнечный свет мог пронизать толщу льда и проникнуть в воды, заселенные планктоном, стимулируя его рост.

Сначала исследователи заметили цветение воды в Чукотском море, на расстоянии 115 километров от берега под коркой льда. Эти растения развиваются подо льдом и не уносятся в открытое море, где концентрация фитопланктона может быть выше. При этом подледный фитопланктон ежедневно увеличивался вдвое, в то время как в открытом море он мог вырастать на такую величину только за 2-3 дня.