Японские ученые превратили кожу мышей в яйцеклетки

Молекулярные биологи из Японии впервые смогли превратить "перепрограммированные" клетки кожи мышей в полноценные яйцеклетки, оплодотворить их и вырастить нормальное потомство, способное размножаться.

Группа исследователей под руководством Митинори Саито из университета города Киото уже более пяти лет работает над получением полноценных половых клеток из стволовых клеток и их эмбриональных аналогов.

Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature, еще в августе 2011 года Саито и его коллеги научились выращивать сперматозоиды из зародышевых и "перепрограммированных" стволовых клеток и пересаживать их в семенники самцов мыши. Позже биологи успешно использовали полученный опыт для превращения стволовых клеток в "заготовки" яйцеклеток, которые они имплантировали в яичники бесплодной мыши и успешно получили потомство.

Для этого ученым пришлось модернизировать "искусственные яичники" из других типов зародышевых клеток, которые они использовали в предыдущих экспериментах, и добавить в них те гормональные сигналы, которые требуются для развития "заготовок" яйцеклеток в более "взрослые" типы половых клеток. По словам ученых, процесс роста и взросления яйцеклеток длится примерно месяц.

На "заготовки" половых клеток уходит около трех недель, 11 дней — на их рост, и 1 день — на взросление. Созданные яйцеклетки не отличаются по своим свойствам от "природных". По словам биологов, различие заключается только в наборе активных генов. Из-за этого лишь 3% клеток успешно слилось с сперматозоидами, прикрепилось к стенкам матки и развилось в нормальный зародыш.

Тем не менее, зачатые зародыши превратились в здоровых мышат, в их поведении ученые не зафиксировали никаких отличий от обычных грызунов. Более того самки и самцы, родившиеся из таких яйцеклеток, смогли плодиться и не страдали от рака или дегенерации тканей.

Исследование японских ученых может дать шанс многим бесплодным женщинам и мужчинам продолжить свой род. Также ученых смогут "воскресить" ряд вымерших животных, образцы замороженных тканей которых остались.

Ранее Pravda.Ru писала, что первые в истории попытки получить полностью функциональные сперматозоиды "в пробирке" увенчалась успехом. Тем не менее, эксперимент вызвал у некоторых экспертов нарекания и сомнения в адекватности проведенной работы, пишет Lifenews.

Так, ученые отмечают, что клетки культивировались при 37 градусах Цельсия, а эта температура примерно на три градуса выше чем необходимо для нормального формирования сперматозоидов.

Кроме того, для превращения первичных половых клеток авторы использовали невероятно сложный и странный коктейль сигнальных молекул, гормонов и белковых факторов роста, включая экстракт гипофиза коров.