Алкогольная зависимость - генетический подарок предков?

Ученые предполагают, что болезненное пристрастие к алкоголю или наркотикам заложены в ДНК.

Лечением наркомании и алкоголизма давно и довольно успешно занимается специальный раздел медицины, однако ученые до сих пор бьются над загадкой возникновения пагубно зависимости. Ряд исследований касался в основном психологических причин, а, как известно, большинство экспертов рассматривают алкоголизм и наркоманию как аддиктивное поведение (т.е. уход от реальности с помощью изменения психического состояния). Правда.Ру уже писала о подобных исследованиях американских ученых. Но последние изыскания в этой сфере показывают, что немалое значение в формировании стойкой зависимости имеют гены.

Такой вывод сделала международная группа ученых, в составе представителей университетов Афин и Оксфорда. Исследуя древний ретровирус HK2, который нечасто встречается в генетическом коде людей, они выяснили, что в ДНК наркозависимых он обнаруживается в несколько раз чаще. Как полагают исследователи, это указывает на то, что болезненное пристрастие вероятнее всего закодировано в генах. Но сам механизм его действия пока не установлен.

Для справки: эндогенные ретровирусы человека (HERV) представляют часть генетического кода, полученную современным человеком от своих далеких предков в процессе эволюции. В основном, это так называемая мусорная или избыточная ДНК, поскольку функции составляющих ее генов еще не изучены.

Отдельные ученые усматривают взаимосвязь "генетического мусора" и различных аутоиммунных болезней и даже рака. Но их предположения нуждаются в тщательном анализе и ряде сложных экспериментов.

Что касается нарко-и алкозависимых, то в этом случае речь идет о необычной интеграции ретровируса HK2 (она встречается лишь у 5-10% людей), когда он встроен в ген, отвечающий за уровень дофамина в мозгу (RASGRF2).

Как мы знаем, вещество дофамин — это гормон удовольствия. Небольшая его концентрация создает у человека приятные ощущения. Парадоксально, но лучше меньше, да лучше, потому как этот же гормон может вызвать развитие зависимости, когда мозг требует увеличения дозы наркотических средств, поступающих в организм человека.

Генетический тест двух групп наркозависимых продемонстрировал, что ретровирус HK2 обнаруживался в генах наркоманов в 2-3 раза чаще, чем у соответствующей контрольной группы. По мнению автора исследования Гикаса Магиоркиниса, это очень сильная корреляция, хотя и не подтверждающая прямой зависимости.

Теперь эксперты стремятся установить механизм: как наличие ретровируса сказывается на концентрации дофамина, а следовательно увеличивает возможность появления болезненной зависимости. Если задуманное реализуется, то ученые смогут установить не только природу заболевании, но и подобрать необходимый способ лечения.

Фото: pxhere.com