Ученые близки к созданию вакцины от ВИЧ

Американские молекулярные биологи обнаружили новое антитело, которое способно нейтрализовать 96 процентов штаммов ВИЧ и большинство его версий, которые ранее считались самыми неуязвимыми. Это дает мировому сообществу надежду, что вскоре от вируса разработают универсальную вакцину.

Новые антитела, получившие название N6, не дают вирусным частицам прикрепляться к иммунным клеткам. Они фокусируются на тех частях оболочки этих частиц, которые похожи от штамма к штамму, что и позволяет противодействовать такому большому их количеству.

Когда в наш организм попадает микроб или вирус, включаются в работу особые иммунные клетки. Они называются B-лимфоциты. Эти клетки захватывают частицы патогена. А затем подбирают особую белковую молекулу-антитело, которая присоединяется к поверхности бактерии вируса и как бы помечает ее.

Однако в борьбе с ВИЧ такие антитела неэффективны, поскольку большая их часть способна распознавать лишь один тип бактерии или вируса. В случае с ВИЧ структура оболочки постоянно меняется. Поэтому B-клеткам лишь изредка удается создать универсальные антитела.

За последние годы ученые далеко продвинулись в этом вопросе. Биологам удалось выделить несколько подобных антител из крови больных, зараженных ВИЧ. Некоторые из них даже подавляют большинство штаммов вируса, однако не позволяют совсем избавиться от инфекции из-за огромного разнообразия подвидов ВИЧ. Часть вирусов все равно выживает.

Новое антитело — N6 — смогло обнаружить слабую точку в белковой оболочке вируса иммунодефицита. Открытие принадлежит коллективу из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США в Бетесде под руководством Марка Коннорса, сообщают РИА Новости.

Антитело нашли в крови пациента, чья иммунная система довольно успешно боролась с инфекцией. Мужчина жил с ВИЧ больше 20 лет и имел нормальный иммунитет, даже несмотря на то, что не употреблял антиретровирусных препаратов очень долгое время.

Кстати, ранее Правда.Ру сообщала о первом человеке, которого удалось вылечить от ВИЧ. Это произошло в Британии.

6 лет назад уже была сделана подобная находка. В 2010 году ученые обнаружили антитела VRC01, работающие против 90% штаммов ВИЧ. Однако новое антитело справляется лучше, "цепляясь" за вирус в другой точке белка, которая, почти не меняется при его мутациях. Также ему удается не контактировать с молекулами сахаров на оболочке ВИЧ, чья постоянно меняющаяся структура защищает вирус от атак иммунной системы.

Над улучшением работы нового антитела еще предстоит работать. Оно имеет довольно необычную структуру и позволяет вносить новые мутации. N6 будет проходить испытания вместе с открытым раньше VRC01. Ученые думают, что использование может продлить жизнь носителям ВИЧ.

Pravda.Ru писала, что ученые приблизились к поиску лекарства от СПИДа. В 2013 году они объявили, что смогли перехитрить вирус иммунодефицита человека. Биологи смогли получить вещество, которое при добавлении его в зараженную клетку блокировало попытки ВИЧ связаться с нужными белками, но, с другой стороны, не угнетало деятельность самих этих белков. Поэтому встроенная человеческая интерфероновая сигнализация работала. Лимфоциты быстро распознавали зараженную клетку и уничтожали ее еще до того, как вирус успевал размножиться.

Сумеют ли генетики победить ВИЧ и рак?

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму.