В организме человека найден сверхмощный антибиотик

Анализ ДНК бактерий, живущих на коже и в кишечнике человека, помог ученым выделить два мощных антибиотика — гумимицин, А и гумимицин В, которые способны бороться с неуязвимыми "супербактериями".

Как пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Chemical Biology, данные антибиотики могут работать в качестве своеобразного "усилителя" для других лекарств.

"Их действие на цепочки синтеза жизненно важных веществ в микробах можно сравнить с тем, как если бы вы взяли шланг и пережали его в двух местах. Ни первое, ни второе пережатие не могут полностью остановить поток воды сами по себе, однако их комбинация постепенно останавливает поток", — рассказывает Шон Бреди из университета Рокфеллеров (США).

Возникновение у бактерий устойчивости к антибиотикам заставляет фармацевтов создавать все новые и новые виды лекарственных средств. Проблемой устойчивости к антибиотикам во всем мире занимаются передовые научные центры. Однако разработка нового антибиотика стоит от 800 миллионов до миллиарда долларов, и уходит на это обычно 8-10 лет.

Американским ученым удалось заметно удешевить и убыстрить этот процесс, разработав необычную методику компьютерного анализа генов, которая позволяет находить в виртуальной ДНК микробов и многоклеточных живых существ, связанных с производством молекул, способных уничтожать болезнетворных бактерий. Данный алгоритм ученые протестировали на человеческом микробиоме, совокупности ДНК микроорганизмов, живущих в нашем кишечнике и на поверхности кожи.

Проанализировав тысячи геномов бактерий, живущих в нашем организме, ученые выделили шесть десятков генов, "прочтение" которых должно заставлять клетку синтезировать молекулы, похожих на антибиотики. Оказалось, два из них, получившие имена гумимицин, А и гумимицин В, были особенно эффективны в борьбе против бактерий, уничтожая не только "обычные" штаммы стафилококка, стрептококка и кишечной палочки, но и их версии, стойкие к действию обычных антибиотиков. Исследовали провели эксперимент, заразив несколько мышей смертельной дозой стафилококка, и грызуны, которые получали порции лекарства на базе гумимицинов и традиционных антибиотиков, успешно пережили инфекцию.

По словам ученых, интересным является и то, что бактерии родококки, в которых были найдены эти вещества, в естественных условиях "скрывают" их и не синтезируют данные антибиотики при их выращивании в пробирке.

Ранее Pravda.Ru писала, что ученые создали новый антибиотик. Предварительные лабораторные проверки уже показали, что выделенное вещество можно применять для лечения кишечной палочки, различных штаммов метициллин-резистентного золотистого стафилококка и других инфекционных заболеваний.

В настоящее время продолжается изучение антибиотика, которое поможет точно определить структуру и механизм действия вещества. После этого медики планируют начать клинические испытания препарата. Планируется, что новый антибиотик подойдёт и для внутреннего, и для наружного применения, то есть его будут выпускать как в виде мазей, так и в виде таблеток, сообщает MedLinks. ru

Напомним, антибиотики нужны при бактериальных инфекциях. Не обойтись без них при заболеваниях ЛОР-органов: отите, ангине, гайморите. Бактериальная инфекция вероятна, если болит ухо, из уха или из глаз есть выделения. Обычно бактериями вызывается воспаление легких — пневмония. При ее развитии температура не снижается сама по себе, а держится выше 38°С в течение трех дней и более. Могут быть одышка, боли в грудной клетке.

Назначение антимикробных средств обязательно при таких острых инфекциях, как пиелонефрит, рожистые абсцессы, остеомиелит. Без антибиотиков не обойтись, если речь идет о жизни и смерти больного. При сепсисе, перитоните они незаменимы. Существует ряд хронических заболеваний, которые можно вылечить только антимикробными средствами. К ним относятся микоплазменная инфекция, хламидиоз и некоторые другие заболевания, передающиеся половым путем.

"Сейчас взгляды на лечение антибиотиками серьезно пересмотрены. При простуде прибегать к антибиотикам не только бесполезно, но и вредно. Простуда — это острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ), а на вирусы антибиотики не действуют. Бесполезно лечить ими грипп, корь, краснуху, ветрянку, паротит, гепатиты А, В, С и многие другие заболевания, вызванные вирусами.

Антибиотики не действуют также на грибки, глистов. Некоторые тяжелые инфекционные заболевания вызываются бактериальными токсинами, поэтому при них, прежде всего, нужно вводить антитоксические сыворотки. К таким страшным инфекциям относятся ботулизм, столбняк.

При многих хронических заболеваниях, где микробы играют важную роль, антибиотики назначаются только в период обострения. К таким болезням относятся, например, хронический бронхит и пиелонефрит. А есть и такие болезни, которые одним антибиотиком не вылечишь. Только несколько антимикробных средств в содружестве способны победить туберкулезную палочку.

Именно поэтому так важно не "прописывать" антибиотики себе самостоятельно или по совету подруги. При назначении этих лекарств консультация специалиста обязательна. В Германии, к примеру, фармацевт не имеет права выдавать антимикробные лекарства без рецепта врача. Во многих странах действуют даже специальные государственные программы, направленные на сдерживание антибиотиковой вакханалии при ОРВИ и других вирусных заболеваниях", — рассказала ранее научный сотрудник Института клинической фармакологии университетской клиники Шарите г. Берлина Елена Гайкович.