Биологи обнаружили антитело, побеждающее все вирусы гриппа

Антитело, защищающее от всех видов гриппа, обнаружили вирусологи из Исследовательского института Скриппса  (США) под руководством Айана Уилсона. Несколько лет они пробовали найти антитела, которые были бы способны поразить все разновидности гриппа типа А. И, похоже, добились успеха: они выявили антитело, которое  защитило мышей от смертельных доз всех видов вируса, в том числе свиного (H1N1) и птичьего (H5N1), пишет Здоровье.

Все опасные для человека вирусы гриппа относятся к двум большим группам штаммов - А и В. Штаммы В-вируса гриппа считаются менее опасными, чем штаммы А, поясняет Газета.Ru. Их меньше изучали еще и потому, что для них почти невозможна мутация в смертельный штамм, который спровоцирует пандемию.

Читайте также: Лекарство от болезни Альцгеймера провалило испытания

Несмотря на это, штаммы типа В ответственны за большое число случаев обычного гриппа каждый год. Оба типа(в отличие от штаммов типа С) опасны своей чрезвычайно изменчивостью: каждый год они подстраиваются по среду, вакцины и массу других внешних факторов, делая очень сложным создание действительно универсального средства от этой хвори. А чтобы его найти, нужно идентифицировать консервативный, неизменный у всех штаммов участок, достаточно важный для вируса, так, чтобы его блокировка делала частицу неопасной.

Американским ученым в сотрудничестве с Институтом вакцин в Голландии удалось детально описать три антитела человека, обеспечивающие надежную защиту от штамма В-вируса гриппа. Ранее эта же группа ученых уже"разделалась" с антителами к штамму А.

Обнаруженные антитела проверялись на взаимодействие с разными видами вируса. Так было найдено три вида иммуноглобулинов. Первые два успешно защищали мышей при введении смертельной дозы вируса В. Кристаллографический анализ показал, что эти антитела связываются со сверхконсервативными участками вирусного гемагглютинина - белка, с помощью которого вирус входит в контакт с клеткой.

Третий же вид антител, как оказалось, мог связываться не только с белками гриппа В, но и с белками гриппа А, в том числе его штамма H1N1, добавляет Компьюлента. Эти иммуноглобулины были специфичны к особой части молекулы гемагглютинина, от которой зависела конформационная перестройка вирусного белка. Без этой конформационной перестройки грипп мог сесть на клеточную мембрану, но не мог пройти внутрь клетки. То есть ученым удалось найти своеобразную ахиллесову пяту вируса: грипп, к какому бы типу он ни принадлежал, не может внести изменения в этот участок своего белка, чтобы его перестал узнавать иммунитет.