Православие возвращается в турецкое Причерноморье

Православный монастырь Панагия Сумела находится в горах турецкой провинции Трабзон. К обители ведет тропа, вымощенная камнем, ее предписано пройти пешком каждому паломнику, что занимает минут сорок. Хотя говорят, что прежде паломники проходили весь путь на коленях.

Дождь, зарядивший с утра и грозивший помешать мероприятию, внезапно закончился. У стен монастыря толпа. Попасть внутрь смогут не все — монастырский двор вмещает не более 500 человек. Полицейские пытаются сдержать натиск паломников, пропуская внутрь журналистов и представителей греческих общин из стран СНГ, которые прибыли сюда по инициативе Ассоциации греческих общественных объединений России (АГООР). Многие из них впервые оказались на земле Понта, которую они называют землей своих предков.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела совершается впервые за 88 лет. Построенный в IV веке монахами Варнавой и Софронием, он пустует со времени поражения греков в войне с турками в 1922 году и изгнания насельников из обители. 15 августа — особенный для монастыря день, когда по григорианскому календарю отмечается праздник иконы Божьей Матери Сумела, которая, по преданию, была написана самим апостолом Лукой.

Каменные стены обители внутри и снаружи покрыты уникальными фресками, которые написаны без соблюдения канонов. Только рассмотреть их сейчас довольно сложно — многие лики святых полностью стерты, у других выцарапаны глаза, и все стены испещрены надписями. Судя по ним, след на древних камнях греческой святыни, входящей сегодня в список памятников ЮНЕСКО, в разное время стремились оставить не только турки, но и сами греки.

Читайте также: Православные туристы смогу причащаться в Турции

В какой-то момент паломники оживляются — прибыл Вселенский Патриарх Варфоломей. Ни один глава Константинопольской Православной Церкви за все 16 веков существования монастыря еще ни разу не переступал его порог. Патриарх совершает двухчасовое богослужение совместно с митрополитом Драмским Павлом (Элладская Православная Церковь) и епископом Подольским Тихоном (Зайцевым) (РПЦ).

Глава Ассоциации греческих общественных объединений России Иван Саввиди в интервью для прессы назвал этот паломнический визит "временем для исправления ошибок". Прежде всего ошибок со стороны Турции, преимущественно мусульманской страны, которая стремится подтвердить, что достойна войти в Евросоюз и показать всем степень своей религиозной толерантности. В этот раз православным священнослужителям в отличие от прошлого года даже было разрешено носить облачение, что противоречит турецкому законодательству. С другой стороны, возможностей проверить степень этой толерантности на деле было крайне мало. Маршрут паломничества был выстроен очень аккуратно — от аэропорта до монастыря и обратно, чтобы не допустить инцидентов. Ведь за несколько дней до этого некоторые турецкие группировки протестовали против православного богослужения в Трабзоне. Тем более что в этом году паломничество выпало на месяц мусульманского поста Рамадан. Однако организаторы поездки заверяют, что со стороны населения никакой негативной реакции не было, а главные сложности возникали в ходе переговоров с турецкими властями.

Вечером, ко времени вылета паломников, снова пошел ливень. В маленьком аэропорту Трабзона довольно тесно — город нетуристический и пока не привык к такому количеству гостей одновременно. Но служащие аэропорта были удивлены не только этим: едва кто-то из российских греков начал, коротая время, наигрывать на лире понтийские мелодии, как все встали в хоровод, повторяя все убыстряющиеся движения греческих танцев. Стюардессе рейса Трабзон-Москва тоже пришлось смириться с таким непосредственным проявлением греческого патриотизма. Как показал этот день, национальные чувства у греков чрезвычайно сильны. Паломники надеются возвращаться на "историческую родину" каждый год.

Материал "НГ-Религии"

 

Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить