Инна НОВИКОВА — о русофобах в эфире и свободе слова в России

Наши политические ток-шоу давно стали сериалом "Санта-Барбара". Ходят одни и те же, говорят примерно одно и то же, надевают одни и те же костюмы и ведут себя примерно одинаково. Хотите скандальчик — Владимир Вольфович вам его непременно устроит. И неважно, что вне камеры он говорит обычным голосом и вполне может держать в узде свои эмоции. Мечтаете об эмоциях — Александр Андреевич Проханов всегда скажет поэтически возвышенную фразу о судьбе России и грядущих поколений. Жаждете аналитику — список очень взвешенных и обстоятельных экспертов подробно представлен на всех телеканалах. Почти всегда они мигрируют из программы в программу.

Раньше только на "НТВ" можно было кричать и ругаться по политическим и личным мотивам. Но вскоре и ТВЦ заразилось эмоциями. Да сейчас и на передачах Владимира Соловьева нет-нет да и возникают инциденты с рукоприкладством. Плюс обязательно в толпе мужиков должна быть какая-нибудь умная женщина. Одна. Иногда две.

И поселилась на наших каналах еще одна, очень специфическая категория людей, которые вроде бы на нашем телевидении быть не должна, но без которых ведущие, кажется, своих ток-шоу больше и не представляют. Это нестройная гвардия русофобов, почти все они колоритные, часто не блистающие хорошими манерами и сидящими как надо костюмчиками, а также правильным русским языком.

Я понимаю, что в передаче должна быть интрига. Просто умные люди уже давно сказали почти все, что хотели сказать. Крик, повышенные тона и брызги несогласия явно добавляют эмоции. И конечно, продюсеры считают, что хорошая драка сделает программу. Даже если в итоге передачу потом придется снимать с эфира, и эпизоды мордобоя разойдутся по видеохостингу. Телевидение это шоу.

Вчера в очередной раз в студии получил по физиономии известный польский журналист-русофоб Томаш Мацейчук. Инцидент произошел на съемках передачи "Место встречи" в студии "НТВ". Вполне себе юный политолог, частый гость российских эфиров, проводящий много времени на территории РФ, попытался поставить знак равенства между немецким фашизмом и советским коммунизмом.

Он не внял предупреждениям присутствовавшего в зале главного редактора интернет-издания PolitRussia Руслана Осташко, заявив ему: "Ваши деды — красные фашисты". Прилетела крепкая "ответка". В общем, завязалась драка, в которой поучаствовала и еще одна участница дискуссии, изгнанная из Львова за пророссийсую позицию: украинская журналистка Елена Бойко. Дерущихся разняла охрана. Беседа продолжилась.

В ноябре прошлого года Мацейчук стал жертвой "избиения", выведя из себя не только гостей программы "Право голоса" на "ТВЦ", но и ведущего ток-шоу Романа Бабаяна. А Романа Бабаяна вывести из себя ох как непросто. Он действительно очень выдержанный и взвешенный человек. Поляк был очень красноречив, заявив, что "украинцы — они тоже хотят жить как нормальные люди, а не в г…не, как вы". Не знаю, сколько времени он провел в Румынии, но заявил в камеру, что в Румынии по сравнению с Россией рай. Так что эфир был загублен. Поляк умудрился извиниться перед абстрактными россиянами. Но понятное дело, остался при своем мнении.

Кстати о поляках. Столь же лютый и столь же не умудренный годами и жизненным опытом русофоб Якуб Корейба, который также не вылезает из России, в прямом эфире канала "Россия-1" сказал: "Звонят нам итальянцы и говорят: помогите с африканцами. Мы им говорим — ок, только вы нам помогите с украинцами, потому что украинцы — это наши негры. Они нам так же важны, как для вас африканцы". За это украинцы люто возненавидели Корейбу и приписали его в агенты Кремля. И будьте уверены, ни в какие украинские ток-шоу его не приглашают. А зря.

В эфире показанной во вторник 5 апреля программы "Вести.doc" телеканала "Россия" польский политолог Якуб Корейба заявил, что судьба жителей Донбасса постигнет "имперскую сволочь и любого продажного сепаратиста". Спустя несколько минут после этих слов гостю пришлось покинуть студию.

Несколько раз страдал от рукоприкладства и украинский политолог Вячеслав Ковтун, который чаще бывает в Москве, чем на Украине. Били его (несильно) бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник и украинский журналист Юрий Кот. Вне телестудии политологу тоже доставалось, в том числе и зеленкой.

В отряд небитых русофобов, которые все-таки понимают, как себя вести в чужом эфире, думаю, у нас наберется человек 50 — и даже, может быть, 100.

У нас считается добрым правилом звать на передачи людей с разными политическими взглядами и давать им возможность высказать свои точки зрения.

Они очень хорошо знают о суровой жизни в современной России, о том, что тут полностью отсутствует такое понятие как свобода слова.

Но все же о российской действительности они осведомлены чуть хуже, чем бывший глава МИДа, бывший министр национальной обороны и он же бывший глава юстиции Канады Питер Маккей, который давеча написал для канадского издания National Post подробную статью о свободе слова в России.

"Реальное положение дел хуже, чем самое зажигательное освещение в западных СМИ: в России отсутствуют свобода слова и свобода прессы, а оппоненты правящего режима погибают".

По его словам, перечень известных лиц, которые погибли от рук российских агентов, "поражает, однако показывает лишь вершину айсберга". "Экспаты, бывшие агенты, адвокаты и активисты часто получают пулю или яд в ситуациях, в большинстве случаев имеющих свидетельства связей с Кремлем. Откровенная жестокость затмевает даже вымышленные шпионские истории из фильмов о Бонде", — говорится в статье.

Ну и все мы только что прочитали, что в недавно обнародованном индексе свободы слова "Репортеров без границ" Россия заняла кровавое 148 место… из 180 существующих. Комментируя ситуацию в России, составители индекса отмечают пропаганду, которую распространяют телеканалы, давление на "качественную журналистику" и реальные сроки блогерам за деятельность в соцсетях.

"Ведущие независимые СМИ либо были взяты под контроль, либо выдавлены и фактически перестали существовать. Пока телеканалы продолжают заливать аудиторию пропагандой, климат становится все более давящим для тех, кто пытается продолжать заниматься качественной журналистикой или ставит под вопрос новые патриотические и неоконсервативные ценности", — говорится в комментарии организации.

Лидеры рейтинга свободы СМИ — это Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Нидерланды. В топ-10 также вошли Коста-Рика, Швейцария, Ямайка, Бельгия и Исландия. Вот куда нам надо стремиться.

Очевидно, именно в этих странах, по мнению составителей рейтинга, царствует плюрализм мнений. Здесь в СМИ свободно представлены не только пророссийские эксперты, но и прокитайские, протурецкие, просирийские или пронигерийские. Только вот финский правозащитник Йохан Бекман рассказывал мне, что его никогда не приглашают на финское телевидение. Пару раз пригласили, уяснили его позицию — и все, хватит. Не говоря уж про россиян. В Финляндии боятся даже наших мультфильмов, не то что политологов.

И, кстати, французский военный эксперт Ксавье Моро тоже как-то сетовал в нашей студии, что его перестали приглашать на проходящие во Франции эфиры о России, после того как на одной из дискуссий он имел наглость продемонстрировать пророссийскую позицию. Кстати, во Франции и Германии самым подозрительным образом отсутствуют материалы о преступлениях, совершенных мигрантами. Случайно, наверное. Ведь такое немыслимо в условиях полной свободы слова. Но наши западные коллеги упорно продолжают говорить о России и российских СМИ без участия представителей нашей страны. В качестве экспертов иногда могут пригласить только представителей радикальной антироссийской оппозиции. Но и то очень иногда.

Про свободу слова на Украине могут хорошо рассказывать Порошенко или Климкин. Сейчас все украинские журналисты и их гости, имеющие выходы в эфир, имеют полную свободу высказывать только одно мнение, единственно верное и стопроцентно русофобское.

На самом деле — все правильно с нашими эфирами. У нас ведь не телевидение, а одна сплошная пропаганда. И все эти люди, которые делают вид, что выражают антироссийские точки зрения, на самом деле находятся на службе Кремля, стараются изо всех сил дискредитировать либеральные идеи — и очень даже может быть, что носят российские погоны.

Судя по тому, что они говорят и какую аргументацию используют. Так что надо звать.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня