Дмитрий ЛИНТЕР: история с "Бронзовым солдатом" – это провокация лживого эстонского правительства

27 апреля исполнилось десять лет со дня сноса в Таллине "Бронзового солдата". Как насаждали ненависть к русским?

Снос памятника и увековечение памяти нацистов стало визитной карточкой государства, которое претендует на звание демократического.

"Бронзовый солдат" — монумент, воздвигнутый 22 сентября 1947 года на холме Тынисмяги в центре Таллина как памятник воину-освободителю. С 1990 годов официально упоминаемый как монумент павшим во Второй Мировой войне. Его снесли 27 апреля 2007 года и перенесли спустя три дня на Военное кладбище Таллина.

Монумент был воздвигнут рядом с братской могилой, в которой 14 апреля 1945 года были перезахоронены 13 советских военнослужащих. Русскоязычные жители восприняли это как оскорбление памяти павших.

Жители Таллина и российские дипломаты сегодня оставили цветы и свечи в сквере Тынисмяги, где раньше стоял монумент "Бронзовый солдат". Защитники "Бронзового солдата" уже много лет вспоминают те жуткие события. Напомним, что во время массовых беспорядков был убит гражданин России Дмитрий Ганин. И вот спустя 10 лет по делу об убийстве молодого человека истекает срок давности. Тогда полицейские задержали девять человек, оштрафовали и отпустили…

Чем маленькая Эстония отличается от Германии середины 1930 годов, когда по ее улицам маршировали штурмовики Гитлера? Почти ничем…

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к правозащитнику, советнику исполнительного директора Российского военно-исторического общества Дмитрию Линтеру.

— Сегодня 10 лет, как снесли "Бронзового солдата" в Эстонии. Русские люди, живущие там, признавались нашему изданию в интервью, что именно с того самого момента окончательно рухнули иллюзии, что Запад — это друг. Вышедшие тогда защищать памятник до сих пор с ужасом вспоминают то унижение, когда им стягивали руки пластиковыми наручниками. Как вы об этом вспоминаете сейчас? На что была направлена выходка эстонских властей? Помните, еще в 2014 году наш президент назвал русский народ самым большим разделенным народом мира…

— Вы знаете, наши беды сформулированы не нами, они вынужденные. Если бы мы сами прикладывали все усилия, чтобы избежать многих вещей, — может быть, и наши соотечественники не подвергались бы такому давлению, которое есть сейчас. Но мы вынуждены в силу того, что у нас есть много завистников, действовать не так, как наши оппоненты, которые долгие годы использовали механизмы выстраивания серьезных, долговременных инвестиций в образование, какие-то политические системы, которые сейчас давят на нас. Мы не очень конкурентоспособны в борьбе с этими системами.

То, что происходило с "Бронзовым солдатом", — это, конечно, провокация эстонского правительства. Основная цель была одна: показать России и русским свое место. Продемонстрировать, что маленькая Эстония может умыть большую Россию с ее соотечественниками, и те не смогут ничего противопоставить.

Другая история — это установка центра киберзащиты НАТО, который стал функционировать в Эстонии в качестве объекта, благодаря которому возможны просмотры всех телефонных разговоров, "мейлов" — до самого нашего Урала. Технически они так оснащены, что могут мониторить множество закрытой электронной информации.

— Памятник мешал размещению этого киберцентра?

— Памятник этому не мешал. Нужна была провокация, которая могла бы обвинить Россию в агрессии, после чего стало бы возможным каким-то образом усилить натовское присутствие в Эстонии. Им нужна была только провокация.

— Куда докатились Эстония и Прибалтика в целом за эти 10 лет?

— Сейчас большое количество людей, которые уезжают оттуда, треть живут уже в других странах — в европейских, в том числе и в России. Они уезжают, так как нет возможности прокормить семью и заработать деньги. Эстония с точки зрения управления — достаточно комфортная страна, но там выстроен полицейский режим. А права человека — это просто пустышка; можно назначить цену и протолкнуть то или иное политическое условие.

Конечно, с точки зрения опасности — все очень плохо. Я напомню, что на сегодняшний момент натовские учения проходят в 150 километрах от центра Санкт-Петербурга (в той же самой Нарве) — с использованием боевого оружия. Нарва на 95 процентов — русский город, там русское население. И все те учения хоть и направлены в сторону России, но одно из условий — это подавление массовых беспорядков. Цель этих тренировок — подавление любого гражданского инакомыслия путем вооруженных сил. Эти действия системны.

Десять лет назад… Это для меня тяжелая дата. Я в это время уже подвергался обыску. С одной стороны, это дата, которую я отмечаю, с другой — это дата, которую мне тяжело вспоминать. Тогда наши иллюзии были разрушены. Иллюзии о том, что мы можем о чем-то договориться и каким-то образом выстроить гражданское общество и нормальные отношения. Эстонские власти на тот момент выступили провокаторами, лжецами и подонками.

В течение десяти лет продолжаются решения судов, есть подтвержденные данные об их преступлениях, но они продолжают лгать и изворачиваться, делать вид, что они не при чем. Они выступили провокаторами и застрельщиками этого уничтожения нашего символа. Они стали теми людьми, которые решили пойти на преступление. И за это преступление им придется отвечать рано или поздно.

— Этот многострадальный памятник "Бронзовый солдат", насколько мы знаем, стал еще более почитаем. Это так?

— Памятник является ценностью для всех тех людей, кто чтит память предков, подвиг в Великой Отечественной войне. После того как был снесен памятник, были жертвы. "Бронзовый солдат" стал символом, смыслом и очень серьезной ценностью. Он на сегодняшний день объединяет всех русских жителей Таллина, где живут 400 тысяч, и при этом больше ста тысяч ежегодно приходит к памятнику 9 мая. А раньше приходили, может быть, 5-10 тысяч человек. "Бронзовый солдат" стал действительно центром гордости русских за свою победу.

Памятник — символ! Важна сама ситуация, которая стала консолидирующим цементом и заставила русских в Прибалтике вспомнить, что они русские.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня