Виктор МУРАХОВСКИЙ — о том, смогут ли США нанести скрытный ядерный удар по России

Первый заместитель начальника Главного оперативного штаба Вооруженных сил России генерал-лейтенант Виктор Познихир заявил, что противоракетная оборона США создает возможность для внезапного ядерного удара по России.

По его словам, американские базы ПРО в Европе и противоракетные корабли вблизи российской территории "создают мощный скрытый компонент" для возможного ракетно-ядерного удара.

Наращивание потенциала ПРО США стимулирует гонку вооружений и вынуждает другие государства принимать ответные меры. Развертывание американской противоракетной системы нарушает сложившийся паритет стратегических вооружений, подчеркнул Познихир.

По данным российского военного ведомства, за последние 15 лет США потратили на противоракетную оборону 130 миллиардов долларов. По расчетам экспертов, к 2022 году американских противоракет будет больше, чем боевых блоков, развернутых на межконтинентальных баллистических ракетах России.

По словам генерала, учитывая то, что у Ирана и Северной Кореи есть не более десяти баллистических ракет средней дальности, арсенал Пентагона значительно превосходит уровень реальной угрозы.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к главному редактору журнала "Арсенал Отечества", члену экспертного совета, председателю Военно-промышленной комиссии РФ, полковнику запаса Виктору Мураховскому.

— Противоракетная оборона США создает возможность для внезапного ядерного удара по России. Насколько реальна эта угроза для обороноспособности России? Каков будет ответ Москвы?

— Угроза вполне конкретная, реальная. На конференции по международной безопасности приводились конкретные технические данные по размещению американских систем ПРО, по их возможностям — в том числе, по времени реакции, спутниковой корректировке, по остальным противоракетам. Но говорить о том, что мы "сложили лапки", не приходится. Мы, соответственно, вынуждены развивать возможности своих стратегических ядерных сил. Пока в рамках договора между Россией и США — СНВ-3. Но этот договор не ограничивает техническое совершенствование наших средств; он ограничивает количественные параметры.

Договор устанавливает пределы количества ядерных боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах, стратегических бомбардировщиках, а также количество самих носителей. А о техническом содержании самих носителей ничего не говорится, ничего не ограничивается. Мы работаем над совершенствованием своих стратегических ядерных сил. Например, мы работаем по возможности осуществлять маневр боевых частей, боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет. А системы ПРО не могут работать по маневрирующим боеголовкам вообще. Развитие идет в этом направлении.

Главная опасность даже не в том, что американцы развертывают технические средства противоракетной обороны. Дело в том, что у них может возникнуть мысль или впечатление о том, что они способны парировать ракетный удар со стороны России, попытаться однажды решить этот вопрос. Я резко выражусь: проснувшись "с бодуна", США могут попытаться сразу одним ударом решить вопрос с Россией.

— Как в целом вы оцениваете влияние одностороннего развертывания глобальной ПРО США на стратегическую стабильность в мире?

— Уровень такой стабильности, конечно, снижается. У военно-политического руководства США может возникнуть мысль, что они достигли в этой области подавляющего превосходства, и могут одним ударом, как говорится, убрать своего конкурента с планеты Земля. В этом я вижу главную опасность.

До сих порв периоды таких острых конфликтов находились в США руководители, которые понимали опасность: техника все не решает. Яркий пример — это Карибский кризис. Многие не знают технические подробности. Президенту Кеннеди глава стратегического авиационного командования США доложил, что они способны уничтожить 90 процентов советских ракет на Кубе одним ударом. Кеннеди справедливо спросил в ответ, а оставшиеся 10 процентов: "Вы можете сказать, на какие города прилетят, что нам надо эвакуировать?". После этого вопрос был снят. Люди адекватные.

Я не уверен, что в следующий раз не изберут какого-нибудь неадекватного президента, который решит, что это возможно.

— Россия на самом высоком уровне неоднократно заявляла и предлагала строить совместную ПРО. Ответом из Вашингтона было либо молчание, либо что-то невнятное и неконкретное. Имеются ли сегодня какие-либо предпосылки для совместных действий Москвы и Вашингтона в сфере противоракетной обороны?

— Можно сказать, что эта идея "окончательно скончалась" — по крайней мере, на нынешнем этапе отношений между Россией и США. Понятно, что совместная система ПРО против ракетной угрозы со стороны Ирана или Кореи была бы наиболее эффективной именно с участием России. Мы от Ирана и Северной Кореи находимся гораздо ближе, чем США. Развертывание там системы предупреждения о ракетном нападении однозначно решало бы этот вопрос. Нет, они на это не пошли. Это говорит о том, что у Вашингтона абсолютно другие цели: не Иран, не Корея. Понятно, что ни Иран, ни КНДР не угрожают территории США. Сейчас только две страны в мире имеют стратегические ядерные средства, которые могут уничтожить территорию США: это Россия и Китай.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня