Вадим ЧЕРНОБРОВ – о том, где и как на Земле найти следы инопланетных цивилизаций

Примерно 3,5 миллиарда лет назад сразу на трех планетах Солнечной системы, вероятно, могла существовать жизнь — на Венере, Марсе и Земле.

Следы гипотетических древних цивилизаций в Солнечной системе в первую очередь стоит искать на Луне или Марсе. А на Венере, других планетах или их спутниках они должны были быть скорее всего уничтожены геологическими или космическими процессами.

Джейсон Райт — планетолог из университета Пенсильвании и участник проекта Breakthrough Listen — рассказал, что SETI и другие проекты по поиску внеземного разума нацелены на их обнаружение у далеких звезд.

"Если мы считаем, что следы технологически развитых пришельцев существуют, то тогда мы должны задуматься и о том, а не существуют ли следы прошлых высокоразвитых цивилизаций в нашей Солнечной системе", — считает Райт.

Сегодня Венера, Марс и Земля находятся в разных частях так называемой "зоны жизни", где вода может существовать в жидком виде. Так где стоит искать следы древних инопланетян? Жизнь и цивилизации, если они существовали на Марсе, Венере или других планетах Солнечной системы, могли исчезнуть. Но когда? Этим вопросом задавались многие ученые. И в итоге пришли к выводу, что это могло произойти еще задолго до того, как появились люди и многоклеточная жизнь на Земле. Как следствие — инопланетяне могли просто "мигрировать" на Землю или погибнуть в ходе катаклизма.

По словам Райта, идея существования цивилизаций древних пришельцев никогда не рассматривалась учеными всерьез. Он решил исправить данную ситуацию и просчитал вероятность того, смогут ли предположительные следы таких цивилизаций дожить до наших дней.

По словам специалиста, останки таких древних пришельцев, если они существовали на Земле или других планетах, будут иметь крайне ограниченное время существования. Ведь, например, породы коры Земли погружаются в недра планеты и переплавляются, уничтожая все возможные следы жизни. Подобный процесс занимает около 300-500 миллионов лет. Именно такова крайняя планка для существования следов инопланетян.

А вот Марс и Луна более пригодны для поисков подобных остатков цивилизаций, ведь их недра застыли достаточно давно. Но на Марсе артефакты древних пришельцев может уничтожить ветер и источники эрозии, а на Луне — микрометеориты и космические лучи. Венера в свою очередь и вовсе превратилась в гигантский парник миллиард лет назад. Но Райт не исключает возможность, что пришельцы могли оставить свои следы и там.

Дальнейшее изучение поверхностей Марса и Луны, по мнению планетолога, должно учитывать возможность наличия на них не только следов жизни, но и давно исчезнувших цивилизаций.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к координатору научно-общественного объединения "Космопоиск", криптофизику, исследователю, писателю Вадиму Черноброву.

— Следы древних цивилизаций в Солнечной системе, если таковые, конечно, имеются, нужно искать на Луне или Марсе? Можете ли вы согласиться либо опровергнуть утверждение Райта?

— Я только могу продолжить, что Земля и Марс абсолютно точно годятся для возможных будущих археологических раскопок. В первую очередь потому, что там крайне низкая степень эрозии: практически нет ветровой и водной. А ведь и то и другое — бич современной археологии. С чем я не совсем согласен? Райт ограничивает все космическими телами. Таких тел, как минимум, — десяток; в основном, это спутники больших планет. То есть там отсутствуют вода и атмосфера. А это идеальные условия для консервации любых артефактов.

— При этом Джейсон Райт считает, что останки животных, растений и следы цивилизаций на Земле искать бесполезно, поскольку они на нашей планете очень быстро исчезают благодаря действию сил природы, микробов и растений. По вашему мнению, действительно ли на Земле уже невозможно найти следы инопланетного присутствия?

— Складывать руки и признаваться в своем бессилии категорически нельзя. Есть материалы, которые не подвержены или почти не подвержены водной и ветровой эрозии. Как следствие — шансы обнаружить и на старушке Земле что-то непонятное у нас тоже есть. Как и на любой планете! Исключение, конечно, планеты, куда лезть археологам категорически нельзя: например, планеты-гиганты, ведь там раскопки невозможны, нет твердой поверхности.

— Какие артефакты, например, можно найти?

— Во-первых, конечно, проще всего сохраняются в наших земных условиях так называемые каменные мегалиты — все, что сделано из больших кусков камня. Все это прекрасно, как показала практика, переживает десятки, а то и сотни тысяч лет. Иными словами: хотите гарантированно передать какой-то "привет" потомкам — делайте это либо из простого камня, либо из очень качественного металла (вольфрама, молибдена, титана). Нам нужны материалы, которые очень медленно ржавеют, очень медленно подвержены воздействию времени. Обычное железо, которое мы исследуем, для этого категорически не годится, если помнить, что задача — пережить сотни тысяч лет.

— Космическая программа России включает в себя пилотируемые полеты на Луну. Как вы думаете, приблизит ли развитие отечественных космических проектов к встрече с братьями по разуму?

— Безусловно, да. Хотя такие задачи новым пилотируемым экипажам, по крайней мере, открыто не ставятся. К моему огорчению, места посадок для прилунений выбраны не самым лучшим образом. Я ни на секунду не сомневаюсь, что на Луне есть так называемые лунные аномалии: места, где до сих пор есть активность чего-то непонятного, каких-то движущихся огней, темных пятен на освещенной стороне Луны; в конце концов — полеты НЛО, где это происходит с завидной регулярностью. Топ-10 возглавляют кратер Аристарх, Море Спокойствия, кратер Тихо — но есть и многие другие места! Как только встанет задача поиска чего-то старинного, а, может быть, современного, то обязательно нужно садиться, прилуняться именно в таких местах. Иными словами, раз пока эти места не трогают, я надеюсь, их берегут для более комплексных экспедиций. Это означает, что пока на повестке дня такие задачи не стоят. Я убежден, обязательно туда полетят люди для того, чтобы уточнить не только странные явления, которые происходят по сию пору, но и уточнить нашу собственную историю. Там наверняка есть какие-то артефакты, возраст которых, может быть, даже превышает возраст нас с вами — землян.

— Насколько человечество технически и морально готово к контакту с другими цивилизациями?

— Технически мы готовы гораздо лучше. Мы вполне способны летать в ближнем космосе. Мы уже владеем радио- и оптическими телескопами, которые способны обнаружить планету землеподобной группы. Иными словами, мы уже далеко не космические младенцы. Но с моралью есть большие проблемы. Скорее, я бы сравнил нашу цивилизацию с подростковой уличной бандой. Мы живем по законам уличной банды, но только в масштабах планеты. Доказательство простое: включайте новости по телевизору в любой момент, вы услышите то, после чего непредвзятый наблюдатель, грустно качая головой, скажет: "Да, эта цивилизация еще не выросла". А если такие новости прослушает представитель высокоразвитой цивилизации, то однозначно скажет, что с ней пока что дружить более чем рано.

Прежде чем рассчитывать на контакт с высокоразвитыми цивилизациями, нам нужно отвечать каким-то критериям. В конце концов, надо стать не просто космической цивилизацией, а разумной цивилизацией! Космической мы стали 12 апреля 1961 года. А разумной — к сожалению, еще только предстоит совершить такой героический шаг, перейти на какой-то новый уровень. Это задача завтрашнего или послезавтрашнего дня.