Страны-гаранты в Астане выступают за диалог в Сирии

"Астана-6": Необходимо продолжить диалог в Сирии

Руководители России, Турции и Ирана обратились к сторонам конфликта в Сирии, в том числе оппозиции, с призывом "воспользоваться формирующимися благоприятными усилиями" для восстановления диалога.

Об этом сообщил глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов, зачитав совместное заявление стран-гарантов. По его словам, стороны воззвали к "представителям сирийской оппозиции и гражданского общества с настоятельным призывом воспользоваться формирующимися благоприятными усилиями для придания импульса межсирийскому диалогу и продвижения политического процесса под эгидой ООН в Женеве, а также других инициатив".

Он также пояснил. что Россия, Турция и Иран как гаранты перемирия в Сирии объявили о создании четырех зон деэскалации в этой стране. Ситуацию в Астане для "Правды.Ру" пояснил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

- Каковы основные итоги и успехи Астаны в том, что касается создания зон деэскалации?

- Сам по себе процесс в Астане - вещь достаточно уникальная для мировой дипломатической практики. И увеличение состава его участников демонстрирует то, что Астана расширяет влияние России чрезвычайно. Что касается зон деэскалации, намеченные новые четыре зоны позволяют минимизировать радикальные процессы, проходящие в Сирии, без военных действий. То есть, это действительно финальный этап гражданской войны в Сирии. Убедившись в эффективности зон деэскалации, страны, которые являются гарантом их работы, Иран и Турция пополняются, как видимо, сейчас Катаром и Саудовской Аравией, которые не зря активизировали разговоры с Россией, достаточно посмотреть на встречу министра иностранных дел Лаврова. Астана в отличие от Женевы, позволяет говорить о конкретике. Замечательно, что Нурсултан Назарбаев приютил эту площадку переговоров, и сама по себе Казахская стезя оказалась более, чем плодотворна. А дальше посмотрим.

- Россия, Турция, Иран подтвердили свой статус гарантов астанинского процесса. Насколько, на Ваш взгляд, этот статус признается международным сообществом, в том числе США и другими региональными державами?

   - Что касается Соединенных Штатов, скажите, пожалуйста, спрашивал ли Владимир Путин у Барака Обамы разрешения на то, чтобы российские ВКС действовали в Сирии? Спрашивал ли Владимир Путин кого-нибудь в Соединенных Штатах, например, президента Дональда Трампа, о том, разрешает ли Трамп нам вести переговоры в Астане по зонам деэскалации, и можно ли нам образовываться в зоны деэскалации? Наверное, нет! Поэтому, взгляд  кого угодно в Соединенных Штатов, на то, что происходит в Сирии вообще и в рамках зон деэскалации в частности - совершенно бессмысленно. Хотят, пусть радуются жизни и признают, что там происходит. Важно, что Иран и Турция являются гарантами, это и есть обоснование того, что ни проиранские группировки, ни протурецкие группировки и просаудовские группировки не будут нарушать соглашение о зонах деэскалации. Это и есть выход из гражданской войны.

- То есть, в контексте успехов "Астаны-6" можно предполагать, что в обозримом будущем установится мир на сирийской земле?

- Можно ли предполагать, что мир в Сирии будет когда-нибудь? Когда-нибудь - будет, ни к обеду, ни к новому году,  но когда-нибудь будет.  Над этим и работают.

Беседовала Лада Коротун.

 

Обсудить