Эксперт: "Прогноз курса рубля на 2017 год? Все вилами по воде писано"

Курс доллара к рублю сейчас составляет около 59 рублей. Базовый прогноз Минэкономразвития по среднегодовому курсу — 67,5 рубля.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что уровень инфляции в России сейчас ниже прогнозов ведомства. А курс рубля - крепче фундаментальных значений.

По данным на 6 марта, инфляция в РФ замедлилась: до 4,5% в годовом выражении (с начала года набрала 0,9%). Прогноз Минэкономразвития и ЦБ по инфляции на 2017 год — 4%.

По словам Орешкина, надо понимать, что для Центрального банка важна инфляция не только этого года; важна ситуация с инфляционными ожиданиями и ожиданиями долгосрочной динамики инфляции.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к ведущему аналитику УК "Горизонт" Владимиру Рожанковскому.

— Минэкономразвития озвучило прогноз курса рубля на 2017 год. Курс доллара к рублю сейчас составляет около 59 рублей. Базовый прогноз Минэкономразвития по среднегодовому курсу — 67,5 рубля. Как можете прокомментировать эти данные?

— Я прогнозы наших регуляторов воспринимаю с некой долей скепсиса. Надо понимать, что прогнозы заставляют делать. Там всё вилами по воде писано. Но Минфин и МЭР заставляет. Это мотивация, которой руководствуются специалисты. Эксперты просто берут колебания рубля за последние годы. Так, до 2014 года, в принципе, рубль был достаточно предсказуемым. Он колебался в определенных диапазонах и двигался в довольно узких границах; уходил максимум к 80, возвращался к 48, а потом — к 58,5 и снова пошел вверх. Прогнозировать курс рубля было одно удовольствие. Нужен был всего на всего некий углубленный взгляд на энергоносители, и всё - прогноз сделан, как правило, весьма достоверно. Прогноз мало отличался от реальности, и бюджет было верстать удобно.

— А сейчас?

Сейчас все изменилось: мы живем в эпоху неопределенности. Европа "разводится", брекзиты — сплошь и рядом, Трамп — в Америке… Это всё те неклассифицируемые риски, которые невозможно описать не одним математическим уравнением. Предсказывать стало весьма сложно: и нефть, и тем более рубль. Сейчас колебания рубля, о которых я сказал выше, имеют довольно интересную геометрическую фигуру. Все сводится к этой геометрической злопыхающей синусоиде. Думаю, именно этим техническим анализом занимаются в Минэкономразвитии.

— Чем это нам грозит?

— Это не очень сытная жизнь, прямо скажем. Это депрессивные потребительские расходы, в основном имеющие существенный крен в сторону каждодневных расходов (питание и медицина). Более наукоемкие производства продолжают стагнировать. В ВПК — чуть лучше. А, например, текстильное производство вряд ли государство будет поддерживать. То есть, прогноз на самом деле может быть комфортен для Минфина, поскольку это ведомство всегда хотело, чтобы рубль был чуть более слабым, чем он является сейчас. Тогда ему проще балансировать бюджет.

Но, с точки зрения нашего внутреннего мироощущения, всё, что выше 62 рублей к доллару, подразумевает дальнейшее сжатие наших потребительских расходов. Фактически, мы уже привыкаем к определенному режиму существования. Но, конечно, у всех разные ситуации: кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше, а кто-то вообще очень хорошо зарабатывает. А тот, кто в госсекторе занимает высокие посты, он вообще вряд ли знает, что происходит, если только понаслышке — например, когда общается с избирателями. В целом, если говорить о 70-80 процентах наших жителей, ситуация будет именно такой.

При курсе ниже 62 рублей за доллар возможно элементарное восстановление в некоторых секторах -например, автомобилестроении. Люди хоть раз в десять лет все равно должны поменять машину, иначе она рассыплется (особенно в сельской местности). У тех, у кого транспорт личный, его хорошее состояние напрямую влияет на их уровень жизни: куда они смогут выехать? Если машину будут покупать в кредит, под высокие проценты, то это — долговая петля, которая подразумевает дальнейшее рефинансирование этого кредита через какое-то время. Вряд ли большинство людей сможет при таком курсе рубля выплачивать кредиты из своих доходов.

То есть банковский сектор будет тоже, соответственно, сжиматься. Ведь количество плохих долгов и необслуживаемых кредитов, к сожалению, будет медленно расти. Оно, конечно, не будет расти так, как если бы рубль постоянно был в районе 75 к доллару и выше. Тогда банковский сектор просто лопнул бы за год. Но тем не менее думаю, что определенные "скелеты из шкафов" будут выпадать.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Обсудить