Гладиаторы-стихоплеты: Максим Леонидов раскрыл секрет рэп-баттлов

В российскую действительность внезапно вторглись рэп-баттлы и их звезды. Почему они так популярны — это живой интерес народа или созданный журналистами "хайп"?

Ну ладно поединок отечественных рэперов Oxxxymiron'а и Гнойного (Славы КПСС) — они хотя бы разговаривали по-русски... Но шквал новостей и телесюжетов про встречу Оксимирона с американцем Дизастером (Dizaster), которая состоялась в США и за редкими исключениями в виде отдельных реплик российского участника шла на английском — как это объяснить?

Неужели тема действительно сулит такой приток трафика, что телеканал ТВ3 не зря решил судиться с баттл-площадкой King Of The Dot, которая обещала дать ему в эфир "картинку" из Лос-Анджелеса и подвела?

И с каких пор ведущие новостей на "России 24" вдруг заделались экспертами в рэп-культуре — настолько, что с серьезными лицами выдают "анализ" победы "нашего бойца" (имеется в виду Мирон) над американцем?

— Это часть массовой культуры, — сказал "Правде.Ру" российский музыкант Максим Леонидов, один из основателей бит-квартета "Секрет". — Культура ли это с большой буквы, время покажет. В рэп-баттле есть нечто от спорта: поединок всегда людям нравился, начиная с гладиаторских боев, это всегда интрига. А в нашей жизни интриги мало, потому что очень многие вещи предсказуемы. А здесь непредсказуемо, непонятно, кто победит. Так что, на мой взгляд, это сродни боксу.

Еще одна причина популярности рэп-баттлов, по мнению артиста, кроется в любви людей к публичному "опусканию". "Это не самая лучшая черта человечества, но она есть. Иногда это делается искусно, и даже весьма искусно, а иногда не искусно, как и все, что делается", — подытожил певец.

В отличие от него психотерапевт, доцент кафедры психотерапии Московского института психоанализа Владимир Файнзильберг теряется в догадках по поводу успеха жанра рэп-баттла.

"Это связано с попыткой реализовать свою мужскую агрессивность, не в каких-то физических упражнениях, а в словесных баталиях, — сказал психолог Правде. Ру. — Причем это всемирная тенденция. Даже выбор псевдонимов говорит о том, что у них избыток энергии, и энергия требует выхода в виде агрессии. Это, наверное, просто веяние современности. Хорошо, что дело не доходит до физической агрессии…"

Во времена Пушкина, припомнил эксперт, устраивались подобные состязания — но исключительно в "стихоплетстве", причем главной задачей участников было "проявить остроумие и способность к сложению стихов", а содержание оказывалось "не столь агрессивным, обидным и оскорбительным".

Сейчас же, отмечает Файнзильберг, остроумие и стихосложение отступили на второй план, а их место занято "вербальной агрессивностью" и "попытками унизить соперника". Самое тревожное в этой ситуации, по мнению психиатра, — это всенародная поддержка и симпатии.

"Это напоминает поведение толпы при боксерском поединке. Хотя сам, честно говоря, я любопытствовал, но ни удовольствия, ни понятия у меня не родилось", — резюмировал Файнзильберг.

Обсудить