Инна НОВИКОВА: Берлину не хватает толерантности

В России траур. В эпицентре горя — императорский Питер, который видел так много терактов до выстрела "Авроры", да и после него. Который вынес блокаду, героическую оборону и Октябрьскую революцию. Вчера здесь произошел теракт. Очередной в России и мире и первый "игиловский" в великом городе. Очередное убийство. Очередные маньяки. Кровь. Дым. Страх. И ощущение ужасной бессмысленности и жестокости происходящего.

Мир сейчас, кажется, понял, что это такое. В 90-х и нулевых нам рассказывали, что теракты в России — это неизбежное следствие политики руководства страны на Северном Кавказе и других ошибок в разных отраслях производства. И тогда же нам, кстати, говорили, что захваты заложников и пытки с требованием выкупа — это такой способ борьбы сторонников независимой Ичкерии за свою свободу.

Потом правда, заткнулись, когда и им стало очевидно, что единственный эффективный способ — "мочить в сортире".

Когда Европа еще не знала терактов, их комментарии и чувства кардинально отличались от того, что чувствуют и понимают они сейчас. Упаси бог, никакого злорадства. Только медицинский факт. И вроде пришло общее понимание, что терроризму нет ни оправдания, ни прощения. И смысла у терроризма нет. Террористы несут людям страх, который загоняет в угол и заставляет браться за оружие. Весь Париж встал вместе с редакцией беспринципного журнала "Шарли эбдо". Не потому что люди за попрание вечных ценностей. А потому что терроризму действительно нет ни оправдания, ни прощения.

В такие моменты мир встает плечом к плечу. Отступают границы, территориальные и любые иные противоречия между странами. Соболезнования пострадавшей стороне это сожаление о невинно убиенных, а не поддержка политики страны или обещание дать ей денег, хотя иногда и такое бывает.

К терактам невозможно привыкнуть и от них невозможно обезопасить себя и близких человеку, живущему в современном обществе. Можно только молиться за живых и скорбеть о мертвых. А виновных пусть ищут спецслужбы. Они много кого нашли и много чего обезопасили. Спасибо им. Но на сегодня при нынешних политических условиях поиск этот бесконечен, и фанатики неизвестно сколько будут искать прорехи "в обороне".

Мы прилетели в Израиль в декабре 2015 года, вскоре после терактов в Париже. Договариваемся о встрече с гидом в аэропорту, обсуждаем трагедию, гид мне говорит: "Дожили, теперь везде, как и у нас".

Постоянные сообщения о маленьких или больших терактах в разных частях страны — практический ежедневный новостной фон для жителей. Люди живут, выходят на улицы, идут в магазины, театры. Спросила тогда: "Вы привыкли к терактам?" Нет. К терактам привыкнуть нельзя.

И нельзя разделять "правильные" и "неправильные" теракты. Теракт всегда убийство и смертный грех — и всегда повод для совместной скорби.

Мэрия Тель-Авива вчера подсветила своё здание в цвета российского флага в знак скорби по жертвам Петербургского теракта.

Такая же традиция поддержки жертв трагедии до вчерашнего дня существовала и в Берлине. Бранденбургские ворота, главный символ супертолерантной столицы Евросоюза, после терактов в Париже, Брюсселе, Стамбуле, Лондоне, Ницце и Иерусалиме были подсвечены в цвета национальных флагов пострадавших стран. А после стрельбы в гей-клубе в американском Орландо ворота были подсвечены в цвета флага движения гей-сообщества.

Сегодня стало известно, что Бранденбургские ворота в центре Берлина не будут подсвечены в цвета российского флага в память о жертвах взрыва в метро Санкт-Петербурга. Потому что… "Санкт-Петербург не является городом-побратимом Берлина", — заявил официальный представитель сената.

Очевидно, подсветка ворот — это не акт сочувствия, а кадровая политика властей немецкой столицы и констатация наличия документов о сотрудничестве. И кстати, гей-клуб в Орландо является тоже побратимом Берлина.

Вообще, я зря иронизирую.

Ежегодно в рамках борьбы против гомофобии, за толерантность и разнообразие Берлин становится меккой для многих немецких гомосексуалистов. Christopher Street Day (CSD), прайд-парад, ежегодно проходит в Германии летом. Основная цель "торжества" — отпраздновать успехи, достигнутые ЛГБТ-движением за последний год.

Прошлым летом праздник прошёл в июне, европейские геи и лесбиянки собрались на Nollendorfplatz, где Михаэль Мюллер (Michael Müller) действующий бургомистр Берлина запустил в небо радужный флаг — символ гомосексуалистов всего мира.

Тусня шла почти месяц, и такие флаги развевались над многими государственными зданиями немецкой столицы. По оценкам организаторов, в празднике приняли участие около 350 000 гостей.

А самым главным действием Pride Weeks стало невероятное по своей одиозности праздничное шествие, которое должно было окончательно и бесповоротно сообщить всему миру о том, кто на нашей планете главный "толераст". Парад начался проникновенной речью берлинского градоначальника Михаэля Мюллера и закончился грандиозным концертом возле Бранденбургских ворот.

Бранденбургские ворота видели распад и воссоединение Германии, за свои 225 лет они пережили все, чем Пруссия-Германия жила, гордилась и и из-за чего страдала. Теракт в России они пережить не смогли.

Люди-люди. Человек может быть слаб, глуп и тщеславен. И может быть велик, смел и благороден. И по отношению к друзьям, и по отношению к врагам.

Как ни странно, вроде бы дежурные соболезнования и простые примеры поддержки тоже могут быть признаком мудрости и силы.

Люди несут цветы, ставят свечи к посольствам России во всем мире.

А кто-то сегодня танцует гопак и злорадствует в соцсетях. И это тоже не про нас, а про них.

Порошенко, который всегда очень оперативно на английском языке сообщает в соцсетях о своём сочувствии странам Европы, ставшим жертвами терактов, о том, что терроризму нет прощения и о том, что когда мы едины — мы непобедимы, вчера и сегодня молчит.

А зря: мог бы, как обычно, вспомнить о десятках тысяч российских солдат на территории "незалежной" и о разбитых наголову Украинской армией российских дивизиях. Или повторить слова наших либералов, что это нам, оказывается, за Исаакий. Да вот не верят ему больше. Да и либералам не поверят, с чего это игиловцы решили за Исаакий обижаться. У них своих поводов для ненависти достаточно.

Нам не нужно сочувствие слабаков, глупцов и дураков. Нам давно надело смотреть на эту бесконечную двойную мораль, в которой тонет часть человечества. Это все не про нас. Это их чемоданчики. И пусть они несут их сами. И носильщиков у них прибавилось на несколько миллионов мигрантов.

Из каталога туркомпании: "Сегодня Берлин является мировым культурным центром. Это один из самых посещаемых городов на континенте. Университеты, исследовательские институты и музеи Берлина известны во всем мире. Визитной карточкой Берлина, безусловно, являются известные на весь мир Бранденбургские ворота и Колонна победы".

А еще по Берлину можно водить коров на веревочках. Сама видела снимок в соцсети, как человек сидит на остановке, и около него свернулась калачиком 500-килограммовая парнокопытная туша. В свободном городе полиция улыбалась и опять же демонстрировала полную, глубокую и всепрощающую толерантность.  Я думаю, она простила бы парню, даже если б коровушка начала справлять естественные надобности прям вот тут, на остановке. Это не так страшно, как окрашенные в цвета российского флага Бранденбургские ворота.

Господи, дай царства небесного невинно погибшим, помоги выжить раненым и спаси живых от внезапной смерти.