ЭКСПЕРТ - о том, почему дружба Лукашенко стоит теперь дороже

Сергей ПРАВОСУДОВ: почему дружба Лукашенко стоит теперь дороже

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обсуждая на совещании правительства заявление Дмитрия Медведева о повышении цены на газ для стран, которые выйдут из ЕАЭС, также пригрозил повышением, но уже другой цены.

По словам Лукашенко, Белоруссию выставили нахлебницей, которая даром получает газ. При этом глава государства заметил, что природный газ не является собственностью Медведева и цена на него не должна лежать в отношениях России и Белоруссии.

"Медведев должен понимать, что если мы будем платить как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить. И цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ", — заявил Александр Лукашенко.

Главу Белоруссии возмутила перспектива покупать газ по европейским ценам. "Если кто-то из умников там думает, что нас можно постоянно наклонять и ставить на колени, этого не будет", — добавил Александр Лукашенко.

По словам лидера страны, Белоруссия не требует от России низких цен на газ. Президент хочет лишь выполнения обязательств Россией. "Если мы строим наш союз — единое государство мы замахнулись построить, — то у наших людей и предприятий, у бизнеса должны быть равные условия на этом рынке. Все, мы больше ничего не хотим", — заявил Лукашенко.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору Института национальной энергетики Сергею Правосудову.

— Назвав главу правительства России "закоренелым другом", президент Белоруссии предупредил, что в случае повышения цен на газ тому "тоже придется заплатить" и цена будет "неимоверно выше". Что имел в виду Лукашенко? Почему цена может вырасти?

— В моем представлении, основа этого конфликта заключается в том, что с руководства Белоруссии сняли санкции, а на многих представителей России, наоборот, их ввели. В результате Александр Лукашенко решил, что его дружба стоит дороже. Он также решил, что теперь цена на газ для него должна быть ниже. Глава Белоруссии говорит, почему в России цена ниже, чем "у меня". Но очевидно — Белоруссия не входит в состав России. Иначе, наверное, этот вопрос уже бы отпал. Он таким образом торгуется за каждый цент цены газа, продавая свою дружбу. Хотя этот контракт был подписан с двух сторон. Там есть привязка на нефть (как обычно во всех экспортных контрактах), но для Белоруссии предусмотрена очень серьезная скидка.

Белоруссия — та страна из всех стран, куда идет экспорт российского газа, которая добилась самой низкой цены. Напомню, что белорусы в свое время продали "Газпрому" 100 процентов акций компании "Белтрансгаз — Белорусские газотранспортные системы". И за это была предоставлена скидка. Теперь Лукашенко говорит, что ему нужна российская цена. И продолжает настаивать, что в общем несколько странно выглядит. И к чему мы пришли? Сейчас стороны ведут некий торг, пытаются найти компромисс, ведь есть контракт, а есть желание Лукашенко.

— Нет ли у вас предположения, что он имел ввиду, говоря Медведеву придется заплатить? За что? Фактически звучит как угроза.

— Очевидно, Лукашенко все это пытается вывести в политическую сферу. Россия будет признана не другом; или ухудшатся условия. Я не знаю, что он конкретно на это может придумать, вариантов масса: в военном сотрудничестве, в политическом — в каком угодно. Фантазия не ограничена. Все-таки не смотря на то, что с Александра Лукашенко сняли санкции, вряд ли европейские власти окончательно бросятся им в объятия. Боюсь, его постигнет судьба Януковича. Он им не нужен совершенно. Они будут все равно делать ставку на его свержение. А куда он соберется бежать в итоге? Ну, к своим заклятым, как он называет.

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня

 

Обсудить