Рыночные отношения разрушительны для сферы образования - эксперт

Рыночные отношения в образовании ведут к его краху

Заявление экс-министра образования РФ Андрея Фурсенко многих шокировало: "Недостаток советской системы образования в том, что эта система воспитывала творческую личность. А задача образования — подготовка квалифицированного потребителя". Это заявление многие расценивают как повод для привлечения Фурсенко к уголовной ответственности за преступление государственного масштаба. Однако чиновничья система способствовала назначению Фурсенко советником президента по образованию. Этот шаг прокомментировал для читателей Правда.Ру председатель Региональной общественной организации "Независимая ассоциация словесников", эксперт в области ГИА, ЕГЭ и инклюзивного образования Роман Дощинский. 

Эксперт первым делом пояснил для читателей Правды.Ру, что сегодня уже невозможно многое отмотать назад. Как и утверждать, что образование - не сфера услуг, поскольку это уже законодательно закреплено. Если исходить из этой формулировки, "получается, что есть участники "оказания услуг" и есть "продукты", предоставляемые "производителями" тем, кто их потребляет. Термин "потребление" конечно же плоховат, но взят из рыночных отношений. Однако законодательная база системы образования привязана к экономическим факторам, например, конкуренции и так далее. То есть, мы живем в рыночных отношениях, и они проникли в образовательную сферу". 

По мнению Романа Дощинского, Фурсенко, как и многие, после своего ухода с поста министра образования в 2012 году оставил " подарок", то есть то, с чем всем нам всем работать — закон об образовании, в котором все и зафиксировано. "Другое дело, если давать этому оценку: хорошо или плохо, - отметил эксперт. - Ну, конечно же, плохо, поскольку разрушает традиции нашего отечественного образования, а ведь в их русле учитель всегда писался с большой буквы и находился вне конкуренции, вне сравнения. Был единственным и неповторимым".

По его словам, "В наши дни система образования мало чем будет отличаться от других каких-либо сфер услуг, со всеми вытекающими: жесткой конкуренцией между школами, а также внутри педагогического коллектива. А это не может не порождать разрушительные процессы. Ведь каждый друг другу соперник. К одному идут, например, ученики, к другому не идут. Хотя причины и соображения у них могут быть какие угодно.

Но поскольку это все сфера услуг, то и завязано на категориях спроса и предложения, что сказывается также на формировании образовательных программ. Воспитательной работе с трепетным подходом в них нет места. Так что многое зависит от того, что желает потребитель. Допустим, он хочет не экологического, а патриотического уклона. Клиент всегда прав, значит, под новое веянье будут трансформироваться сами школы и программы. Однако, каковы могут быть последствия при таком подходе к образованию, можно только догадываться".

По поводу высказываний Фурсенко в качестве советника при президенте, Дощинский сказал: "Понимаете, нельзя же вот так сразу человека за борт, вот поэтому и советник. Хотя это, должно быть, временное явление. Ведь если с подобными рода высказываниями, такими как у бывшего министра образования, президент России и дальше будет сталкиваться, то, конечно же, у главы государства не может не возникнуть масса вопросов, включая и такие: а на кого вообще этот специалист работает, чего он в итоге хочет?

Роман Дощинский также уточнил для Правды.Ру, что в сферу образования "сегодня проникли маргиналы. Вот это самое страшное. Им нужно только одно — отхватить распиленный кусок. У нас же нет в образовании конечной цели, она не сформулирована министерством образования родным. Каковы конкретные шаги реформы, куда они ведут? Неизвестно. Когда нет смыслового поля, это мешает поэтапно развиваться".

"С другой стороны, удобно, конечно, если нет конечной цели, то направление можно менять. Сначала одна реформа — одна цель, потом другая. Между собой они не связаны. Тогда как должны быть к одной единой цели", — заключил эксперт.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.