В условиях рыночной экономики фундаментальные знания не нужны

Творческая личность и квалифицированный потребитель образования отличаются лишь возможностью выбора

 

Заявление экс-министра образования РФ Андрея Фурсенко многих шокировало: "Недостаток советской системы образования в том, что эта система воспитывала творческую личность. А задача образования — подготовка квалифицированного потребителя". Некоторые негодуют, требуя даже привлечь Фурсенко к уголовной ответственности за "преступление государственного масштаба". Тем не менее, чиновничья система способствовала назначению Фурсенко советником президента по образованию.

Данную историю прокомментировал в интервью Pravda.Ru независимый аналитик в сфере образования, экс-руководитель аналитической службы Российского союза ректоров (РСР) Борис Деревягин.

"Нужно различать систему административной деятельности в сфере образования одной стороны, и с другой стороны — функции преподавателя, это принципиально разные роли. Функционал администратора — это создание максимально благоприятных условий для образовательного процесса, а преподаватель осуществляет сам образовательный процесс.

Поэтому, говорить о том, что люди, которые продвигаются по иерархической лестнице в сфере администрирования образования являются лучшими учителями неверно. Это означает только то, что они являются хорошими администраторами", отметил эксперт.

Говоря о том, кто именно определяет необходимый уровень кадров, Деревягин отметил, что образовательная система должна отвечать требованиям современной экономической системы, социально-экономическими задачам, которые стоят перед обществом.

"В советское время задача стояла создать творческого человека. Это обосновывалось тем, что было необходимо тратить как можно меньше средств на постоянное обучение и переобучение человека, но зато готовить людей, которые самостоятельно могут самообразовываться по мере необходимости.

Сейчас ставится задача как можно больше раскрутить вопрос сферы образования с точки зрения экономики, как одной из сфер потребления.

Вопрос оценки экономических и социальных рисков не относится к разграничению макроэкономических моделей. Сегодня мы находимся в определенных условиях, и вряд ли эти условия будут изменены в будущем, заметил эксперт.

"Соответственно, нам необходимо образование подчинять тем социальным задачам, которые стоят перед экономикой в разных сферах. Чем больше людей будут включены в разнообразные сферы, тем лучше.

Чем больше будет денег, потребителей, пользователей, тем больше будет развита конкуренция и уровень образования людей.

Исходя из модели, которая сейчас есть, Андрей Фурсенко определяет уровень соответствия образования социально-экономической системе. И в этом плане он проявляет себя максимально адекватным администратором", отметил Борис Деревягин.

Отвечая на вопрос корреспондента Правды.Ру о том, как соотносится тезис рынка "клиент всегда прав" с образованием, эксперт отметил, что нужно помнить о том, что плата за образование — это не плата за товар, это плата за право участия в процессе.

Когда клиент платит за образование, он платит системе за те риски, за то время, которое ему выделяет для того, чтобы он освоил те или иные навыки, знания, умения, компетенции. На данном этапе он представляет собой подобие товара, предварительного условия для формирования сложных компетенций.

"Для того, чтобы время не прошло впустую для стороны, предоставляющей знания, оно должно быть компенсировано. При этом, необходимо различать рынок клиента и рынок производителя. Традиционная ситуация, например, когда производителей избыток, на рынке происходит затоваривание, цены снижаются и клиент начинает быть "всегда правым". Если же возникает дефицит товаров, как в советские времена, то всегда правым оказывается уже продавец, а не покупатель.

А поскольку образования всегда не хватает, то оно всегда находится в ситуации, когда всегда прав тот, кто предоставляет услуги. Кроме того, в сфере образования клиент всегда участвует в производстве "продукта" — то есть, собственных знаний и компетенций", — подчеркнул эксперт.

Деревягин добавил, что творческий человек отличается от квалифицированного потребителя, тем, что творческий человек готов к любым ситуациям, куда ему "партия укажет", там он и будет применять свои навыки.

В положении квалифицированного потребителя человек должен сам определять куда он хочет пойти, чем он хочет заниматься и как он хочет обеспечивать свою жизнь. И в связи с этим он должен тратить на свое образование, с одной стороны, как можно меньше времени, с другой стороны, брать как можно больше от преподавателя.

"Вопрос о воспитательной функции преподавателя при этом никуда не исчезает, хотя бы потому, что преподаватель формирует в клиенте, в данном случае, в ученике ожидания. Скажем, знания, умения и навыки это одна вещь, они достаточно конкретны, просты, легко верифицированы, а компетенции — более широкая область. Она предполагает, в том числе, формирование определенных ожиданий от процессов и умений управлять неожиданными ситуациями. А это формируется именно в рамках воспитания и образования, а не обучения", отметил эксперт и добавил, что квалифицированный потребитель вырабатывает знания только в узкой области, потому что, он экономит свое время, свои деньги, свои силы на приобретение фундаментальных знаний. Такой человек приобретает только узкие, профильные знания, если ему что-то нужно, он идет снова и доучивается, добавил Борис Деревягин.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Обсудить