Владимир Гельман: Румынию ждут непростые времена

На президентских выборах в Румынии побеждает правоцентрист Клаус Йоханнес. Несмотря на то, что предварительный опрос не прогнозировал его победу. Эту ситуацию, а также выборы в целом прокомментировал корреспонденту Pravda. Ru политолог из Петербурга Владимир Гельман.

— На президентских выборах в Румынии побеждает мэр города Сибиу, правоцентрист Клаус Йоханнес. Он набирает 51 процент, тогда как премьер Виктор Понта — 49. Стоит отметить, что предварительный опрос, проведенный компанией в начале ноября, свидетельствовал о победе премьера с большим отрывом — 55 на 45 процентов. Что изменилось за две недели?

— Ну, во-первых, Румыния достаточно специфический случай. В том смысле, что очень большое количество граждан Румынии живет за пределами страны и голосует на зарубежных избирательных участках. Естественно, что их опросы не учитывают, а их голоса практически все были отданы за Йоханнеса. В Интернете было много фотографий больших очередей на избирательных участках, которые были организованы в румынских посольствах в Париже, в Лондоне… Практически все эти голоса были отданы за Йоханнеса и сыграли немалую роль. А в опросах, понятное дело, эти люди не учитываются. Кроме того, надо понимать, что решающую роль сыграли те избиратели, которые в первом туре не голосовали за Йоханнеса, и в ходе борьбы за голоса во втором туре все-таки большинство этих голосов ушло Йоханнесу. Просто видно по результатам голосования не только в масштабах страны в целом, но и по регионам.

— ВВС пишет, что была беспрецедентная мобилизация румынских граждан за рубежом. Например, в Молдавии явка была в два раза выше, чем в первом туре голосования. Кто и как задействовал этот ресурс? Или граждане сами мобилизовались, тогда почему?

— Ну, надо понимать, что в Румынии с одной стороны есть очень сильная такая поляризация избирателя. А поляризация всегда вызывает повышенную мобилизацию. Если для вас нет большой разницы — кто получит голоса на выборах и сколько их будет, то вам и приходить не стоит. Если, соответственно, есть конфликт "мы — они", то он естественно работает в пользу более высокой явки. Ну и, кроме того, очень сильную роль играет общее недовольство текущей ситуацией. Собственно, правительство Понты на самом деле пришло к власти на волне недовольства предшествующими властями. Но сейчас, так сказать, настал период разочароваться и в том, что они делают, так что все вполне естественно. Конечно, как бы есть группа поддержки и у тех, и у других, но всегда на стороне оппозиции есть возможность мобилизовать недовольство существующим правительством, которое в глазах избирателей несет ответственность за положение дел в экономике.

— Кто он — новый президент? Какие у него полномочия? Он главнокомандующий? О вводе войск в Молдавию в случае конфликта кто будет отдавать приказ?

— Нет, я не думаю, что можно представить себе что-то подобное о вводе войск в Молдавию, да. Это просто про другое. Значит, Румыния — это страна с так называемой премьер-президентской системой власти. Это значит, что президент — человек, занимающийся по большей части внешней политикой, в то время как правительство подотчетно парламентскому большинству, оно отвечает за экономику.

И понятно, что когда президент и премьер-министр относятся к разным политическим лагерям, то очень нелегко будет им найти общий язык. Понта ведь останется премьер-министром, ну и во главе государства. Вот поэтому Румынию, я думаю, ждут в любом случае непростые времена. На стороне президента — политический мандат, полученный им от граждан, но возможности влиять на политику правительства очень ограничены, поскольку правительство не подотчетно президенту, и в Румынии будет наблюдаться то, что известно по опыту ряда других стран, в частности, Франции, в частности, Польши.

Это называют сожительство — сосуществование левого правительства с правым политически президентом. Как они найдут выход из этой ситуации? Сказать очень тяжело, поскольку в Румынии действительно очень плохая экономическая ситуация. Это бедная страна по меркам Евросоюза. Страна, где огромное количество граждан просто работают и живут за границей, потому что они так содержат себя и свои семьи. И вот как будут решаться эти проблемы, будущее покажет. Понта в качестве премьер-министра не очень преуспел. И при нем экономическая ситуация не улучшилась.

— Какие перемены ждут Румынию?

— Пока трудно сказать. Потому что, еще раз повторю, это небогатая страна с большим количеством внутренних проблем, с довольно высоким по меркам Евросоюза уровнем коррупции, с большим количеством бедных людей. Новому президенту предстоит очень много работать.

Читайте также:

Выборы в Сирии с оглядкой на Украину

Выборы: должны ли юристы соблюдать правила?

Владимир Гельман: Новые санкции против России неизбежны

 

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня…

Обсудить