Антон Хлопков: Конкретные решения о следующем ядерном саммите еще не приняли. последние новости о безопасности России МИД РФ США

Антон Хлопков: Конкретные решения о следующем ядерном саммите еще не приняли

Россия не будет считать себя связанной обязательствами по решениям ядерного саммита, который могут провести в США в 2016 году без участия российской стороны. Об этом говорится в заявлении МИД России, которое для Pravda.Ru прокомментировал директор Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала "Ядерный Клуб", член научного совета при Совете Безопасности РФ Антон Хлопков.

— Антон Викторович, какие подводные камни вы видите в отказе России от участия в ядерном саммите в Чикаго? В прессе пишут, что это делается для дискредитации Обамы, в New York Post опубликован материал о том, что это якобы от нежелания поднимать имидж Обамы. Что вы можете сказать на этот счет?

— Первое, насколько я знаю, Россия не отказывалась от участия в саммите. Такого заявления никто не делал. Насколько я могу судить по комментариям заместителя министра иностранных дел Сергея Алексеевича Рябкова и по информации, размещенной на сайте МИД, все говорили о том, что Россия не будет участвовать в подготовительных мероприятиях к саммиту. Про сам саммит я никаких заявлений не видел. Поэтому, насколько я понимаю, решения о том, участвовать в саммите или нет, у России пока нет.

Второе, по саммиту, даже по месту его проведения, что это будет именно Чикаго, решения тоже нет. Не так давно в Вашингтоне у меня была возможность пообщаться по этим вопросам. Вариант с Чикаго называют лишь одним из возможных. Саммит планируют провести в США, но с место пока не конкретизировано. Много спекуляций сейчас на эту тему пошло.

Третье, что касается вопроса о том, стоит ли Российской Федерациии участвовать. Россия достаточно давно публично, на рабочем уровне говорила, что повторять эти саммиты не имеет особого смысла, потому что встречи на уровне глав государств по ядерной безопасности и так проходят, а их добавочная ценность невелика. Поскольку основные задачи, которые первоначально планировались, а именно в контексте первого саммита по ядерной безопасности 2010 года, они во многом решены.

В первую очередь, речь идет о вывозе высокообогащенного урана, то есть материала, который может использоваться для создания ядерного оружия, из тех стран, где он используется в гражданских целях. В первую очередь, в исследовательских реакторах. Достаточно сказать, что Россия вывезла за последние несколько лет такой материал, ну более, чем из десятка стран. И осталось всего две страны, откуда материал надо вывезти, из одной, по-моему, в этом году будет вывезено, из второй в следующем. Но это не только Россия, вывозят и другие страны тоже.

Например, накануне начала глубокого внутриполитического кризиса на Украине, фактически гражданской войны, из Украины в рамках подобной программы, совместными усилиями России и США и при участии МАГАТЭ было вывезено порядка 250 кг высокообогащенного урана, который использовался в виде ядерного топлива в исследовательствих реакторах.

Поэтому вот в этой части Россия не видит особой добавочной ценности в этих саммитах по достаточно важным, но техническим темам. Сейчас масса других задач у глав государств, особенно с учетом экономической ситуации в целом мире, есть другие приоритеты, более своевременные.

Никто не говорит, что тема ядерной безопасности неважна. Конечно, она важная, но решать ее можно и нужно на немножко другом уровне. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь, с этим связана и та реакция, которая в России возникла.

— И все же с учетом напряженной мировой обстановки… какую конфликтную ситуацию между Россией и Америкой мы могли бы вспомнить, а также вы сами считаете самой важной?

— Нет, ядерная безопасность в том смысле, в каком саммит проходит, имеется в виду несколько другое. Обсуждаются темы: как сделать хранение ядерных материалов и их использование безопасным. Чтобы не было похищений и несанкционированного использования. То, о чем вы говорите, сюда не относится. Это связано с возможностью какого-то вооруженного конфликта с использованием ядерного оружия. Такую ситуацию я исключаю. В нынешних обстоятельствах не вижу никакой возможности, даже, несмотря на серьезное обострение двусторонних отношений, чтобы использовалось ядерное оружие. Повторюсь, тот процесс, который был и идет — в рамках саммита по ядерной безопасности — никакого отношения к этой проблематике не имеет. Это абсолютно два параллельных трека.

Читайте также:

Андрей Гагаринский: Основные решения принимает МАГАТЭ, а не саммит

Владимир Губарев: США хотят унизить Россию

ПРО США впервые перехватила три ракеты

США провели новое испытание системы ПРО

Пентагон нашел недостатки в своей системе ПРО в Европе

Рогозин не исключает, что ПРО США может базироваться в Арктике

Россия не должна сбрасывать со счетов ПРО США при сокращении ядерных сил

У России есть оружие похлеще ядерного

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня

Обсудить