Николай Межевич: Россия показала, что безответных санкций не бывает последние новости на сегодня, 1 сентября 2014 года

Николай Межевич: Россия показала, что безответных санкций не бывает

Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного (СПбГУ), руководитель магистерской программы "Исследования Балтийских и Северных стран" Николай Межевич рассказал корреспонденту Pravda. Ru о кадровых перестановках в Евросовете.

— Саммит ЕС выбрал председателя Евросовета польского премьера Дональда Туска и комиссаром по внешней политике министра иностранных дел Италии Федерику Могерини. Что вы можете сказать об этих фигурах с точки зрения отношения к России?

— Что касается второй фигуры, то я не припоминая каких-либо ясных, четких сигналов в публичных выступления итальянского политика. А что касается премьер-министра Польской Республики, то, конечно, да, тут хотя бы в силу географии, да и истории, да и текущей политики, конечно, Дональд Туск, он в общем неоднократно высказывался в отношении к России. Но я бы отметил следующее, он высказывался достаточно много и достаточно по-разному. С 2010 года и по настоящее время его позиция, его риторика, ну, скажем, прямо неоднократно менялась. И складывается ощущение, что ни сколько единожды принятая какая-то догма, сколько некое следование общей политической конъюнктуре, как в европейской, так и в значительной степени евроатлантической. Чем и объясняются его последние заявления, последние комментарии, ну связанные с комплексов вопросов НАТО, комплексов вопросов евроинтеграции Украины, и вообще с украинским вопросом. Вот, поэтому здесь безусловно произойдет, я думаю, что некоторое усиление, если брать господина Туска и его позицию внимания к России, объективно — это в ближайшее время будет скорее усиление внимания в сочетании с достаточно явным антироссийским креном в выступлениях. И вместе с тем, вместе с тем, учитывая целый ряд обстоятельств, в том числе и небезызвестные телефонные скандалы, ну вы должны понимать, что политика, реальная политика, которую Польша проводит и даже реальные мысли польских политиков они существенно отличаются. Ну и наконец реальные мысли польских политиков и реальные мысли поляков — это опять же очень и очень разные вещи. И здесь вопросы, скажем так, оправданности санкций, оправданности особо жесткой политики по отношению к России, то относительно немногих, но значимых представителей польской интеллигенции и других кругов не вызывает вопросов. И, собственно говоря, а что это за пост? У польского премьера… Для польского премьера — это, я бы сказал, пост, подчеркивающий его европейскую значимость, но эта должность скорее характеризуется протокольными полномочиями, а не реальными. И почет, и уважение, но реальные вопросы, реальная практика принятий решений лежит в Европейском Союзе в исполнительной власти все-таки в большей степени. Хотя последние реформы усилили влияние и Евросовета, и Европарламента, но все-таки Еврокомиссия она как бы, ну, главная. Она принимает решения. Она просчитывает экономические эффекты. И поэтому, на мой взгляд, каких-то радикальных изменений в отношениях Европейского Союза и России, я бы не стал прогнозировать.

— Насколько эти люди определяют политику ЕС?

— Я думаю, что нет. Думаю, что не определяют. И они не в состоянии изменить тот крен в отношении с Россией, который заявлен, который предложен, прежде всего, на мой взгляд, из-за океана. И * для Польши в ряде случаев характерно, ну, скажем так, игнорирование собственных объективных экономических интересов в пользу ложно понимаемой политической конъюнктуры. Так вот.

— Европейские лидеры заявили, что искать выхода из украинского кризиса надо политическим путем. Насколько это осознанное заявление? Или ЕС все еще надеется на победу в войне Порошенко?

НМ: Вот мне кажется, что, не имея, возможности по политическим причинам сказать прямо, что на победу в войне мы не надеемся, и понимая в общем как люди, исповедующие христианские ценности в большей или меньшей степени, что война — это в принципе не способ решения проблем. Но здесь в этой формуле фактически Порошенко предлагается, ну начать аккуратное движение по пути поиска какого-то политического компромисса. По крайней мере, думаю, что вот эти вот месяцы вооруженного противостояния показали, что военный путь ведет в тупик, а наращивание экономических санкций, теперь видят наши партнеры, приводит к ответным мерам. И понятно, что в общем, эта дорога, хотя и долгая, но в конечном счете приводит к таким экономическим и политическим тупика, которое, в общем, Европе не нужны. Таких тупиков не было уж лет 70. И, в общем, сейчас они не нужны.

— Наложение новых санкций отложено, почему? Уговорят ли через неделю лидеров Словакии, Чехии, Кипра, Венгрия не накладывать вето на решение о новых санкциях?

— Я думаю, что, чем будет круче раскручиваться маховик этих санкций, тем больше будет голосов призывающих к осторожности. Во-первых, российская позиция, российские действия показали, что безответных санкций не бывает. Таким образом, предложив очередной виток со своей стороны, вполне можно рассчитывать на российские. Этот ответ может быть самым различным. Ну, например, евротуризм. Да, российский тур-поток сократился, но он сократился очень по-разному. Он почти не сократился в Венгрию, он не сократился в Чехию. Страны, которые традиционно зависят от нас,* по такому параметру. Для современной, скажем, венгерской экономики, переживающей, ну мягко говоря, не лучшие времена, несмотря на членство в Евросоюзе, российский тур-поток, он жизненно важен. И сохранение, ну хотя бы той ограниченной свободы в развитии экономических отношений между Венгрией и Россией, которые есть, для Венгрии действительно, ну это вопрос жизни и смерти. И примерно то же самое, это и можно сказать о Чехии, и о Словакии, поэтому ну таких энтузиастов, которые готовы есть собственные яблоки сами, ну таких энтузиастов, в общем, в Европе не так много. И, конечно, надо учитывать, что большинство стран Евросоюза вообще к этому конфликту относятся, ну, достаточно нейтрально и просто подчиняются дисциплине. Потому что, ну, к примеру, в Португалии какой-то внятной позиции по этому вопросу нет, просто в силу незнания ситуации, удаленности от региона и отсутствие экономической заинтересованности в любом сценарии развития событий.

— То есть, идут как бы стадным эффектом, получается так?

— Ну, да. Вот дисциплина, так сказать вот. Вот весь класс пошел на субботник, ну и идем, а хочется или не хочется… Вот примерно так.

Читайте также:

Европейская промышленность сокращается на фоне санкций

Владимир Путин: Инициаторы санкционных войн вредят сами себе

Алексей Маслов: Япония будет важной альтернативой Китаю для российского Дальнего Востока

Читайте последние новости на сегодня, 1 сентября 2014 года

Обсудить