Профессор Александр Михайленко о реакции Запада на ситуацию на Украине. Мнение эксперта. Правда.РУ. 2014 год

Александр Михайленко: НАТО будет пытаться активнее влиять на ситуацию на Украине

Профессор кафедры внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук, профессор Александр Михайленко в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, зачем Запад ищет русский след в ситуации с юго-востоком Украины.

— Жители Донецка, Харькова и Луганска, объявившие о создании народных республик, попросили Россию ввести войска. Накануне генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен опубликовал в The Telegraph статью, в которой отметил, что каждый союзник НАТО будет защищен. Это риторика или реальная угроза?

— Думаю, что НАТО вряд ли будет вступать в возможные военные действия, поскольку Украина не является членом Альянса (союзником), а только его партнером. НАТО очень беспокоится по поводу принятия в свои ряды таких проблемных стран, как Грузия и Украина. В случае угрозы безопасности таких конфликтных новых членов Альянса придется задействовать пятую статью Вашингтонского договора, в соответствии с которой вооруженное нападение на любого члена Организации будет рассматриваться как нападение на них в целом.

А воевать НАТОвцы, как показал Афганистан, не очень любят. Но одно можно сказать наверняка: НАТО будет предпринимать политические действия, попытки более активно влиять на ситуацию на Украине, тем более что нынешняя власть попросила Альянс об активном сотрудничестве.

Насколько я знаю, на этот год намечено чуть ли не восемь мероприятий, различные совместные с НАТО учения и другие действия. Это приведет к обострению отношений между населением западной и восточной частей Украины. На Востоке и Юге Украины отношение к НАТО очень критическое.

— "Современный мир — не детский сад, в котором есть некие воспитатели, назначающие наказания по своему усмотрению",- написал министр Сергей Лавров в колонке газеты Guardian. Там же он попросил перестать указывать пальцем на Россию, утверждая, что она подрывает усилия, направленные на укрепление партнерских отношений на европейском континенте.

Зачем Запад ищет российский след там, где его нет?

— Тут абсолютно правильно сказал наш министр, что мир — это не детский сад. Почему говорится о санкциях в отношении России? Кто, кроме Совбеза ООН, имеет право использовать механизм санкций? Это и правда, похоже на то, как воспитатели принимают строгие меры к маленьким детям, которые не умеют еще правильно себя вести.

На мой взгляд, это правильная характеристика ситуации, и связано это с тем, что американцы и европейцы сегодня не очень готовы к тому, что мир существенно изменился в последнее время, и сейчас перспектива полицентричного мира становится реальностью.

Я думаю, что дальше будет все больше и больше таких ситуаций. У Бразилии, например, есть определенные интересы в Латинской Америке, и она может реализовать их, несмотря на то, что американцам что-то не понравится. Такими же центрами нового полицентричного мира являются Россия, Китай, некоторые другие крупные страны.

Эти страны принимают ответственные решения, проводят политику, соответствующую национальным интересам. Такая система все больше будет утверждаться, к возможному неудовольствию доминировавших ранее на мировой арене США и западных государств. Власть терять неприятно, но с этим приходится смириться. Надо учиться сотрудничать в этих новых условиях, а не пытаться диктовать свои принципы.

— Почему Запад не заставит новые власти Украины пойти на требование федерализации, ведь это единственный способ успокоить юго-восток?

— Запад видит, что это предложение исходит от России, и он даже не задумывается о том, насколько это реально сняло бы напряжение на Украине. То есть здесь играет роль принцип "свой-чужой": предлагает свой — это хорошее предложение, чужой — плохое.

На реакцию Запада влияет и отрицательное отношение нынешних украинских политических властей к этому предложению. Нынешняя власть очень боится федерализации, потому что страна в свое время была слеплена, но она не склеилась. Западный регион, Крым, Донецко-Криворожская республика, Буковина были сформированы в одну союзную республику СССР, а дальше ничего не пошло, единую страну не создали, чтобы житель Крыма и Донецка чувствовал себя украинцем.

Подлинными украинцами чувствуют себя разве что жители западной Украины. Сплетения, взаимопроникновения и взаимообогащения составных частей Украины не получилось. Поэтому нынешние власти очень боятся, что если предоставить регионам федеративные права, распад неизбежен.

Смысл федерализации в чем? При ней, в отличие от децентрализации, у региона появляются признаки государственности, и каждый регион будет знать, что мы должны договариваться друг с другом. Если мы не захотим или не сумеем договориться, не найдем компромиссов, то любой регион может уйти в самостоятельное плавание, как ушел Крым.

Это будет самый мощный стимул для того, чтобы находить компромиссы. Иначе то, что происходит на Украине сейчас, неизбежно продолжится. Не нравится центральным властям в Киеве то, что происходит в Донецке, Луганске или Харькове, они высылают туда войска, полицию, Национальную гвардию, "Правый сектор". Но старым ржавым обручем бочку не удержишь.

— Возможны ли новые санкции против России?

— На этот вопрос уже ответили представители Евросоюза. Достаточно вспомнить слова канцлера Германии А. Меркель, которая обобщила позицию ЕС. В отличие от американцев, у которых более жесткая позиция по санкциям, потому что у них не особенно большие торговые обороты с Россией, у европейцев обороты большие, и они очень внимательно следят за ситуацией, ведь потери, и немалые, коснутся кошельков их граждан.

Европейская позиция заключается в следующем: пока не будет никаких дальнейших действий России по, как они называют, "эскалации" конфликта, то они ограничатся теми санкциями, которые приняты на данный момент. Если же конфликт будет прогрессировать, то они могут применить более серьезные санкции со стороны ЕС.

Это зависит от того, что будет происходить на Украине. Если там будет гуманитарная катастрофа, если власти будут применять силу против мирных протестантов, будут жертвы, то я почти уверен, что мы будем участвовать в спасении людей, просто потому что мы по-другому не можем поступить. Это с моральной точки зрения. А с юридической точки зрения наш президент уже получил от Совета Федерации разрешение на использование войск. Поэтому сейчас в большей степени ключ от этой проблемы в руках украинских властей.

Читайте также:

Как найти русский след, где его нет?

Александр Голуб: Ситуацию на востоке Украины попробуют задавить репрессиями

Виктор Кременюк: Россия имеет право не играть по правилам Запада

Доминик Ливен: Евросоюз просто забыл о том, что Восточная Украина не сможет без России

Вячеслав Никонов: Борьба Запада против России не прекращалась никогда

Что вы думаете о новом витке напряженности на Украине? Чем закончится ситуация на юго-востоке страны?  Что вы думаете о ситуации на Украине в целом?

Обсудить